Темы: Свиток Торы, Синагога, Где учить Тору, Община
Офаким — небольшой израильский город, ничем другим не отличающийся от множества других. Как и любой другой, в нем множество новых репатриантов, в первую очередь из бывшего СССР. Но чем Офаким уникален — прекрасным вечерним колелем для русскоязычных евреев, с ежедневными уроками, множеством хеврут. Колель, по сути, является ядром небольшой общины, в основном выходцев из Кавказа. И вот — в синагогу «Ор Элияу», где находится колель, был привезен по инициативе руководителя колеля рава Михоеля Гитлина, первый кошерный свиток из тех, которые были до сих пор в синагоге!
Несколько сотен человек, с песнями и танцами несли свиток Торы по тихим провинциальным улочкам, а местные жители с удивлением высовывались из окон.
Танцы, слова Торы, выступление раввинов — настоящий праздник для небольшой нарождающейся общины. Приехало несколько кавказких раввинов, и даже рав Иуда Якубов, который в эти дни открывает большую новую синагогу в городе Тира Кармель.
Мы говорим с молодым аврехом Реувеном Илишаевым, равом синагоги «Ор Элияу»: «Люди хотят вернуться к Традиции отцов, но как? Ведь идишкайт строится на религиозных людях — организаторах общины, раввинах, дающих уроки и т.д. В этом главное отличие Офакима от других подобных городков — здесь живет относительно большая группа русскоязычных аврехим, в основном молодых, полных энергии и желания поделиться своими знаниями и образом жизни с бывшими согражданами. Кто мог поверить, когда мы с равом Михоелем Гитлиным решили открыть вечерний русскоязычный колель в этой синагоге, кто мог подумать, что каждый вечер будут приходить многие десятки евреев? Синагога ожила.
Сейчас здесь дает урок даже рав Зеев Вайсбин — самый знающий и авторитетный из «русских» талмидей хахамим нашего города.
В заключении праздника состоялся урок Рава Бен Циона Зильбера, специально приехавшего из Иерусалима, урок, который собрал всех — и учеников, и русскоязычных аврехим. Урок затянулся до позднего вечера, слушатели не хотели отпускать редкого гостя, снова и снова задавали вопросы...
Вот как оценивает происходящие организатор колеля важный аврех Михоель Гитлин:« Организация «Толдот Йешурун», под руководством рава Ицхака Зильбера, которая объединяет молодых русскоговорящих преподавателей Торы, в первую очередь — аврехим, пытается использовать драгоценный потенциал, который заложен в русскоговорящих бней Тора. Так произошло и в Офакиме, где с благословением рава Хаима Камиля нам удалось сформировать сильную группу энергичных аврехим, которые с радостью отдались вечернему преподаванию для своих нерелигиозных сверстников. Язык очень объединяет, сближает людей, помогает им в трудной дороге Тшувы. В этом главная составляющая успеха — что людей не „приближают“, не „охмуряют“, а учат Торе. Через изучение Торы молодые репатрианты приближаются, и сами делают свой выбор — соблюдать или не соблюдать. Ведь этот тяжелый выбор невозможно навязать, можно лишь дать знания, свет, что обеспечит свободу выбора. Весь этот трудный, часто мучительный процесс в нашем случае облегчен русским языком, хотя у нас преподают и ивритоговорящие аврехим, для тех немногих, кто знает иврит в совершенстве».
Каковы впечатления рава Бен Циона Зильбера от поездки? Он говорит: «Колель в Офакиме необычен не только размахом, и кипучей энергией, которую вносит прежде всего Михоель Гитлин. Главная его особенность относительно нашей организации «Толдот Йешурун», основанной ашкеназкими равинами — равом Эльяшивом, равом Штайманом, равом Шмуэлем Оербахом — что ученики колеля в Офакиме на 80 процентов состоят из кавказких евреев, сфарадим. Но это не должно разъединять, — благодаря языку нашей бывшей «родины» Свет Торы льется на всех. Дай Б-г, чтобы таких мест было больше и больше, — я знаю, какая огромная потребность в словах Торы есть среди кавказкой общины. Надо вспитывать кавказких аврехим, а тем, которые есть, — помогать открывать новые уроки. И в этом мы видим главное содержание нашей работы, работы «Толдот Йешурун» — привлечь молодых русскоговорящих аврехим к открытию новых уроков, новых мест Торы».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.