Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Г-споду открыты все наши мысли. Поэтому, когда дурное побуждение пытается склонить нас к совершению некоего поступка, в правильности которого у нас есть хотя бы малейшая тень сомнения, мы должны воздержаться.

И вот, люди моего уровня, мы прошли долгий путь в изучении сути трепета перед вознесенным, и теперь наступило время разъяснить, как прийти к этому, используя все наши возможности, и здесь речь пойдет о двух взаимосвязанных аспектах. Первый — глубокое изучение книг, повествующих о величии Всевышнего, благословенно Его имя. И второй — внимательное наблюдение за Б-жественным Провидением в отношении всех поступков и мыслей людей, как сказано: «Если затаится человек в сокрытии, разве Я не увижу его? — речение Г-спода, — ведь Небеса и земля полны Мною…»[1] И еще сказано: «Свеча Г-спода — душа человека, исследует все тайники чрева»[2], «Ведь Г-сподь, Б-г Воинств, испытывает праведного, видит нутро и сердце…»[3], «Разве Б-г не исследует это, ведь Он знает затаенное в сердце»[4], «С Небес смотрит Г-сподь, видит всех сынов человеческих. Из обители Своей Г-сподь наблюдает за всеми населяющими землю. Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния»[5]. И если некто, не дай Б-г, не верит сказанному в этих стихах Писания, то отвергает главное и утрачивает долю в Б-ге Израиля. Даже народы, поклоняющиеся идолам, признают, что Творцу открыты их мысли, и Он прозревает все их поступки. Они не отрицают, что Творец знает их тайны, ибо это очевидно всякому, наделенному разумом.

Приведу в качестве примера из материального мира часы — изделие ремесленника. Каждый мастер, несомненно, имеет богатый опыт и точно знает, как устроены все части их внутреннего механизма, что позволяет ему изготовить свое изделие совершенным. И в этом явное доказательство и «спешащее свидетельство» Провидения Всевышнего, благословен Он. Г-сподь сотворил человека от его зачатия в утробе матери и до появления на свет в этом мире в чудесной мудрости, даже края которой не может постичь мышление творения. От него сокрыто, как образуются внутренние и наружные составляющие его тела. Могущество Г-спода! Могущество Г-спода раскрывается в этом! И особенно недоступно нашему пониманию то, как в Своей невообразимой мудрости через духовное формирование человека Творец оживляет его телесные органы.

Из этого непосредственно следует, что Г-споду открыты все наши мысли. Поэтому, когда дурное побуждение пытается склонить нас к совершению некоего поступка, в правильности которого у нас есть хотя бы малейшая тень сомнения, мы должны воздержаться. Это касается кашрута, запрета на воровство, допущения пустой мысли, не имеющей отношения к служению, или, не дай Б-г, вожделения греха. Нам следует незамедлительно задуматься над тем, что Создатель и Творец наблюдает за нашими недостойными мыслями и деяниями. Как мы можем вершить перед Ним зло, ведь «…полна вся земля славой Его»[6]. Горе мне, если я отторгну от себя Б-жественное присутствие, ведь Всевышний — передо мной и видит все мои деяния и мысли. Могу ли я позволить себе поступить против Его воли? Как мне взглянуть на Царя после моей кончины, если я был безразличен к трепету перед Ним и не воспринимал Его Провидение? Горе мне и моей душе! Если это проникнет в сердце, то, пересилив свое дурное побуждение, каждый, несомненно, воздержится от недостойной мысли и скверного поступка. И тогда он станет верным рабом Творца, возвысится и удостоится сокровенного блага.

Восприми центральный принцип и суть служения Г-споду: целью сотворения человека в нижнем мире является только то, чтобы всеми своими деяниями и словом — в духовном и материальном — он доставлял радость Творцу. Именно для этого Он даровал нам заповеди святой Торы, как учили наши мудрецы: «“…жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Г-споду”[7]. — Всевышний испытывает радость оттого, что Он повелел и Его желание было исполнено»[8]. И так сказано в Писаниях: «Если праведен ты, что дашь Ему, получит ли Он что-либо из руки твоей?»[9] Это означает, что Г-сподь не получает от добрых деяний человека никакой пользы, кроме радости. Ведь Он повелел, и Его желание было исполнено!


[1] Ирмеягу 23:24.

[2] Мишлей 20:27.

[3] Ирмеягу 20:12.

[4] Теилим 44:22.

[5] Теилим 33:13-15.

[6] Йешаягу 6:3.

[7] Ваикра 1:9.

[8] Раши, там же.

[9] Ийов 35:7.

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…