Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Найденная монета — очень древний артефакт. Но дом, где она была найдена, ещё более древний, — ему около 2700 лет!

Исключительно редкая серебряная монета около 2550 лет пролежала под землёй в Иерусалимских горах и была обнаружена израильскими археологами. Где печатались подобные монеты? Кто и зачем аккуратно разрубил монету пополам? Что такое «четырехкомнатный израильский дом»? Сколько должен весить настоящий шекель?

Монета времён пророка Исайи

Археологи нашли в окрестностях Иерусалима половину серебряной монеты, возраст которой — около двух с половиной тысяч лет. Её могли держать в руках пророки Исайя (Йешаяу) или Миха, а то и цари — Хизкияу, Менаше, Амон. Подобных монет было найдено в Израиле всего около десятка. Чеканились они за пределами Израиля — на территории, которую на современной карте занимают Греция, Кипр и Турция, — и в Иудее начали появляться в VI-V веках до нашей эры.

Зачем же было рубить монету пополам? Дело в том, что мир не сразу перешёл в торговых расчетах от весового золота и серебра к монетам. Этот процесс шёл постепенно и занял несколько веков. В течение переходного периода монеты уже чеканились, но «по старой памяти» ими продолжали пользоваться не как деньгами, а как кусочками драгоценных металлов: расплачивались за покупки, отрубая от монеты необходимую часть по весу серебра. (Кстати, поэтому и рубль называется «рублем» — серебряную «колбаску» рубили на куски определенного веса, — в зоне хождения рубля этот процесс формирования цены по весу серебряной нарубки закончился на пару тысячелетий позже).

Найденная археологами монета — толстая, неправильной округлой формы, и на одной её стороне — квадратный штампованный (выдавленный) узор. Это сразу позволяет отнести находку к IV веку до нашей эры. В более поздний период технология изготовления была усовершенствована, и узор на монетах стал выпуклым, а сами монеты — тоньше.

«Четырёхкомнатный израильский дом»

Найденная монета — очень древний артефакт. Но дом, где она была найдена, ещё более древний, — ему около 2700 лет! В археологии такое строение принято называть «израильским домом», «четырёхкомнатным домом» или «домом с колоннами». Такие дома строились в Земле Израиля с 11-го века до нашей эры (то есть еще до царя Давида — во времена моавитянки Рут и пророчицы Дворы) и до самого Вавилонского изгнания.

Археологи постоянно находят дома такого типа, и это часто связано с активным строительством дорог, туннелей и дорожных развязок. Предваряя строительство инфраструктуры и параллельно ему, в Израиле проводятся охранно-археологические раскопки, во время которых часто удается найти строения двух — и трех-тысячелетнего возраста.

В пятнадцати минутах езды от Иерусалима, в районе Цур-Адасса, идут работы по расширению участка 375-го шоссе. Впереди строителей идут археологи из Израильского Управления Древностей. Они не были удивлены, обнаружив во время раскопок остатки сооружения времен Первого Храма. Известно, что в те времена в пригороде столицы Иудеи, Иерусалима, располагалось множество ферм, виноделен, маслодавилен, красильных мастерских и постоялых дворов.

Что же называют классическим «израильским домом»? Это каменный двухэтажный дом с внутренним двориком и несколькими отдельными помещениями — без проходных комнат (в отличие от ханаанско-финикийских жилищ). На втором этаже жили, на плоской крыше сушили инжир и финики, а внизу держали скот, готовили еду, хранили продукты и утварь, стирали. Во внутреннем дворе зачастую располагались масляный пресс, ступа для измельчения зерна, глубокая цистерна для воды, а также печи из глины или сырцового кирпича и очаги для приготовления пищи.

«Четырехкомнатные дома» сейчас можно увидеть в израильских национальных парках и музеях: Тель-Хацор, Тель-Лахиш, Тель-Арад, Мицпе-Рамон, в Городе Давида, во многих других местах страны. Дом, найденный в Цур-Адассе, был возведен в последнее столетие существования Первого Храма. В этом доме при царях Хизкияу, Менаше, Амоне и Йошияу жила еврейская семья, но потом на несколько десятилетий дом опустел, когда Иудея была завоевана вавилонским царем Невухаднеццаром, а её жители — угнаны в плен.

Каким был древний шекель?

Вернувшиеся из Вавилона изгнанники в период персидского владычества вновь стали обживать покинутые дома, восстанавливать экономику. В доме около Цур-Адассы, кроме половины монеты, нашли еще несколько древних предметов, среди которых — настоящий шекель, который в те времена еще не был монетой.

Первые шекели-монеты на территории Израиля стали чеканиться только в годы восстания против Римской Империи (66—71 годы н. э.). До этого шекель был счётной денежной единицей и мерой веса золота и серебра, что отражено в значении ивритского корня ш-к-л (взвешивать, весить). В разные периоды истории и в разных регионах Ближнего Востока шекель (в русскоязычной традиции часто писали: «сикль») имел разные стандарты — от 7 до 23 грамм. Находка в «четырёхкомнатном израильском доме» — это типичный «вавилонский лёгкий шекель», то есть каменная гирька весом 11 грамм.

Возможно, еврейская семья, поселившаяся в этом доме под Иерусалимом, привезла эту гирьку с собой из Вавилона и использовала ее для взвешивания золота, серебра, специй и других ценных товаров. На гирьке можно рассмотреть одну вырезанную черту, означающую ее соответствие одному шекелю, а также древнеегипетскую аббревиатуру слова «шекель».

* * *

Арабские СМИ стремятся отмести право евреев на Землю Израиля и распространяют в прессе и соцсетях обман о том, что эта земля нам не принадлежала и что якобы здесь всегда жили арабы. Но все археологи подтверждают, что эта земля всегда была еврейской, как и документальную историчность Священного Писания. Именно Иудея и Самария, которые почему-то стали называть «Западным берегом» и объявлять местом проживания «палестинцев» — являются неделимой родиной еврейского народа, о чем свидетельствуют тысячи археологических находок.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…