Из цикла «До Потопа и после», темы: Человек, Вегетарианство, Берешит, Глава Берешит, Сотворение мира, Долголетие, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава
Для более поздних поколений ранняя смерть являлась серьёзным препятствием для развития цивилизации. Люди не успевали за свою короткую жизнь осуществить многие из своих начинаний и те, кто приходил им на смену, повторяли ошибки своих отцов, заново наживая опыт.
Адам этих неудобств не испытывал. Он продолжал свою деятельность год за годом, век за веком, накапливая умения, достигая результатов, и, самое главное, успевая передать свои знания следующим поколениям. Он был поистине учителем и вождём раннего человечества.
Конфликты между людьми и даже убийства случались и в ту эпоху, как например столкновение Каина и Эвеля, но опустошительных войн, отбрасывающих человечество назад, стирающих напрочь плоды деятельности целых поколений, пока удавалось избегать. Жизнь развивалась стремительными темпами, накопление знаний и опыта происходило непрерывно и это вело человечество от одного открытия к другому.
Ни человек, ни животные не были сотворены, чтобы умереть. Соответственно, и мяса для еды тоже не было. После всего, что случилось, когда человек, а с ним и животные стали смертными, употребление в пищу мяса осталось под запретом. Человек по своей физиологической природе более приспособлен к усвоению растительной пищи, а не мясной. Это видно из устройства человеческих зубов.
Животные, смирные по характеру, также питаются растительной пищей.[1] Употребление мяса в пищу будет разрешено впоследствии лишь потомкам Ноаха, которые расселятся по всей земле.[2] В глазах первых людей убийство животного было сродни убийству человека в наши дни.[3] Более того, в человека изначально были вложены знания о пищевой пригодности растений, а также об их целебных свойствах, так же как и вреде. В этом вопросе нельзя было опереться на опыт или пробу, поскольку ядовитых растений тоже хватало, и результат мог оказаться плачевным.[4]
Развитие человечества не везде шло одинаково. Те, кто остались в центре цивилизации, движимой интеллектом и усилиями Первого человека, имел несравненное преимущество перед многочисленными одиночками, впоследствии отделившимися и ушедшими на поиски новых земель. Если первые держались на «гребне прогресса», пользуясь всеми технологическими и бытовыми благами, то последние, уходя в далёкие дали, частенько не могли отыскать обратной дороги. В результате связь с ними терялась. Предоставленные сами себе, странники и их потомки, забывали накопленные человечеством знания и опыт. Они стремительно деградировали. Суровые условия жизни, заставлявшие заботиться лишь о самых необходимых вещах, приводили их к упадку. Жизнь этих отделившихся племён становилась всё примитивней, доходя порой, при совершенном отсутствии моральных критериев, до полной дикости. Именно из этих странствующих одиночек, разошедшихся по далёким окраинам мира, произошли первобытные, дикие народы, существовавшие вдалеке от цивилизации….[5]
И всё же, эта деградация не стала правилом. Некоторые одиночки, даже потеряв связь с очагом цивилизации, частенько сохраняли свои знания и расширяли опыт, умудряясь передавать накопленные культурные богатства следующим поколениям. Результатом стало то, что в нескольких местах возникли культуры с уникальным укладом. Все они, самобытные и разные, походили друг на друга основными чертами, связанные общим происхождением, все они хранили память и веру в Высшую Силу, господствующую в мире. [6]
[1] Мидраш Агада, 1, 29; Берешит Раббати, 10, 9.
[2] Мальбим.
[3] РоШ.
[4] Раби Саадия-Гаон.
[5] Даат Софрим.
[6] Даат Софрим
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти