Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Опасения и страхи Яакова были не о своих бедах, а о том, что должно было случиться с его потомками в будущем. Поэтому он молился Всевышнему об избавлении для всех будущих поколений.

«И Яаков очень испугался, и стало ему грустно»[1].

Комментаторы задавались вопросом, что означает эта фраза. Мне кажется, что объяснение следует связать со сказанным в Мидраше о стихе: «Ответит тебе Б-г в день беды, укрепит тебя имя Б-га Яакова»[2] — однажды царь Давид поднял глаза свои к Небесам, плакал и молил Всевышнего о милосердии. И Он услышал его молитву и обещал спасти его от всех бед в заслугу Яакова». Эти слова Мидраша удивительны, но здесь работает правило: «Случившееся с праотцами — знак потомкам».

Притча.

В одном городе было много больных, но в нем не было врача. Губернатор жил далеко, в другом городе, и у него был мудрый и верный врач. В городе, где не было врача, жил один приближенный к губернатору человек, к которому тот бы выслал своего врача, но он не болел. И вот, однажды, у него заболела голова, не очень сильно, и можно было самому снять эту боль. Но этот человек решил сделать вид, что болен сильнее, чем на самом деле. Он стал стонать и охать, и поскорее послал гонца к губернатору с просьбой выслать ему врача. Домашние очень удивились его поведению, а он сказал им: «Глупые и бессердечные люди! Разве о своей боли я кричу?! Разве ради себя я послал за врачом?! Ведь я, так же как и вы, знаю, что от этой боли можно легко избавиться! Но я сокрушаюсь из-за больных нашего города, которые не излечятся, пока сюда не пребудет врач!»

Смысл этой притчи в том, что Всевышний знал все, что случится в будущих поколениях, и знал, что не будет у них достаточно заслуг, чтобы спасать их из беды. Поэтому, Своей великой милостью, Он заранее создал похожие ситуации у наших праотцов, да покоятся с миром, и они своей молитвой удостоились спасения от Него. А то, что Он сделал для них, осталось и для их потомков. Наши праотцы могли спасаться сами, и у них были силы побеждать врагов, и, тем более, Яаков, у которого были сильные сопровождающие — в Мидраше[3] сказано, что у него было много стад и пастухов с собаками. Но все же он просил о спасении Всевышнего: «Спаси меня от моего брата, от Эйсава…»[4], как будто был, не дай Б-г, немощен. Он понял, что все, что происходит с ним, является подобием того, что будет происходить с его потомками, а потому умолял Всевышнего о чудесном избавлении, рассуждая: «Я могу спастись сам, но что будут делать в подобной ситуации мои потомки?» Таким образом, он позаботился о будущем спасении для следующих поколений. Об этом и говорит Мидраш[5]: «В тот момент Яаков поднял взгляд, и увидел Эйсава издалека» — он увидел, что в далеком будущем потомки Эйсава будут притеснять его потомков. Поэтому он «обратил свой взор к Небесам», чтобы Всевышний спас его, и тогда это обеспечит спасение и будущим поколениям. «Просил у Всевышнего милосердия» — просил о чудесном избавлении. «И услышал его молитву в заслугу Яакова» — обещал спасти его от всех бед, ведь спасение Яакова означало спасение и для его потомков — «Все, что происходило с праотцами, являлось знаком для их потомков». И в этом смысл обещания: конечно «Ответит тебе Б-г в день беды», ведь это для нас случится «Повелит произойти спасению Яакова», которое уже состоялось.

Из сказанного нами следует, что все опасения и страхи Яакова были не о своих бедах, а о том, что должно было случиться с его потомками в будущем. Поэтому он изливал сердце в молитве Всевышнему об избавлении для всех будущих поколений. А теперь, найдем объяснение сказанному: «И испугался очень Яаков, и стало ему грустно»[6].

Притча.

Один человек пожелал узнать свою судьбу, ждет ли его в жизни удача, и обратился к астрологам. Они посоветовали ему в день рождения попробовать играть в азартные игры. Если он будет выигрывать, значит, его в жизни ждет удача, а если нет, то нет. В день рождения он взял деньги, и отправился играть. Каждый раз он проигрывал, и в общей сложности проиграл два-три динара. Это была незначительная сумма, и он о ней не горевал, но он очень опасался, что этот проигрыш является знаком того, что в жизни его ждут неудачи. И это то, что сказано: «И испугался очень Яаков…». Он, тем не менее, продолжил играть, пока не проиграл все принесенные деньги. Теперь он и опасался, что в жизни его будут преследовать большие неудачи, и расстраивался из-за того, что проиграл все деньги. И теперь исполнилось: «. и стало ему грустно».

Смысл этой притчи в том, что несмотря на все неприятности, которые происходили с Яаковом, он не расстраивался из-за себя, но опасался, что они означают беды для его потомков. Он узнал, что Эйсав направляется ему навстречу, и с ним четыреста человек. В Мидраше[7] сказано, что все они были царями, или главарями банд разбойников. Тут Яаков испугался и загрустил. Поэтому: «И испугался очень Яаков» — испугался будущего, ведь это означало, что его потомков ждут большие несчастья. Кроме этого, Яаков загрустил и о своем нынешнем положении, о том, что злая судьба настигнет и вся его семья пропадет. Поэтому «поднял взгляд к Небесам».

«И прибыл Яаков в цельности в город Шхем»[8].

Мидраш[9]: «Много бед у праведника, и из всех вызволит его Б-г[10]. Много бед — это Эйсав и его спутники, а праведник — это Яаков».

Чтобы разъяснить эти слова Мидраша, следует привести вначале слова мудрецов[11]: «В будущем, когда Всевышний будет судить злодея Эйсава, тот закутается в талит и сядет рядом с Яаковом. Яаков скажет ему: “Брат мой, не поможет тебе быть со мной”, как сказано: “Ты задумал меня убить…”[12] если бы я сделал, как ты приказал, и служил бы идолам, заслужил бы смерть с Небес, а если бы я не слушал тебя — ты бы убил меня…» следует разобраться, зачем Эйсав захочет закутаться в талит и сесть рядом с Яаковом. Чем ему это поможет? Разве этим он спасется от суда Б-га? И что означает ответ Яакова? Это можно разъяснить при помощи сказанного в Мидраше[13]: «И вышел первый красным»[14]. Сказал рав Абау: «как тот, кто моет баню, и только потом моет в ней царского сына, так и Эйсав родился сначала, чтобы вся нечистота вышла с ним».

Имеется в виду, что он впитал и ту духовную нечистоту, которая была в Яакове, и потому его дурное начало было двойным. А благодаря этому Яаков остался духовно чистым и был праведником. Об этом и говорит Мидраш: «Много бед — это Эйсав и его спутники, а праведник — это Яаков». То есть, много зла, которое было в Эйсаве, это потому, что он забрал духовную нечистоту и у Яакова, который остался праведником. Знай же, что все грехи человек совершает из-за дурного начала, и из-за него же он делает зло и другим, в том числе праведникам — грабит и т.д. Теперь можно объяснить сказанное в Ялкут Шимони.

Притча.

Двое братьев поделили наследство от отца. Один был умным, а другой глупым. Умный брат обманул глупого и отдал ему все самые худшие части наследства, в то время как себе забрал лучшие. Через несколько лет глупый брат разорился и обратился за помощью к умному. Умный брат позаботился обо всем необходимом для брата и его семьи, так как знал, что в разорении брата и его вина. Через какое — то время глупый брат узнал, что умный его обманул, и стал его упрекать: «Почему ты меня обманул?! Ведь из-за тебя я теперь обеднел!» Ответил ему умный брат: «Ты прав, но кто теперь заботится о твоем пропитании? Разве не я? Чего же ты еще хочешь?»

Смысл этой притчи в том, что Эйсав вышел первым, чтобы вобрать в себя всю духовную нечистоту и все зло, для того, чтобы Яаков вышел чистым и праведным. Поэтому ему приходится страдать и терпеть все зло сердца Эйсава. В будущем Эйсав узнает, что он вобрал в себя духовную нечистоту Яакова, и это послужило причиной того, что грехи его были настолько велики. Поэтому во время суда он пойдет и сядет рядом с Яаковом, чтобы тот его оберегал, ведь он косвенно виноват в том, что Эйсав настолько грешен. А Яаков ответит ему: «Брат мой, не поможет тебе быть со мной» — если бы исполнилось все, что ты хотел мне сделать, я бы уже был мертв. Поэтому, хотя ты и получил от меня часть духовной нечистоты, тебе нечего с меня спрашивать, ведь за это я должен был терпеть твои притеснения. И это то, что сказано в продолжении вышеприведенного стиха: «Утешение скрылось с глаз моих»[15].


[1] Берешит 32:8

[2] Теилим 20:2

[3] Мидраш Берешит Раба 78

[4] Берешит 32:12

[5] Мидраш Берешит Раба 78

[6] Берешит 32:8

[7] Мидраш Берешит Раба 75:10

[8] Берешит 33:18

[9] Мидраш Берешит Раба 79:2

[10] Теилим 34:20

[11] Ялкут Шимони, Овадья 1

[12] Ошеа 13:14

[13] Мидраш Берешит Раба, недельная глава Толдот

[14] Берешит 25:25

[15] Ошеа 13:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…