Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Об Изгнаниях еврейского народа, включая последнее, четвертое — Изгнание Эдома. Взгляд на Изгнание как на испытание веры

Испытания Веры

Рамбам объясняет, что все четыре изгнания являются испытанием народу Израиля, будет ли он твердо стоять на своей Вере. Есть царства, которые хотели принудить народ Израиля отречься от веры, есть, которые хотели его соблазнить это сделать. «Трое противников этих: группа насильников, группа предъявляющих аргументы, и группа уподобляющихся нашей вере — все они погибнут» (Рамбам, послание в Йемен). Там он устанавливает фундамент, что цель раскрытия Творца в Синайском откровении на глазах всего Израиля состоит в том, чтобы выстроить народ, способный выстоять в этих испытаниях:

«Ибо эта великая вещь, которая видна в реальности, и о которой свидетельствовал избранный из всех свидетелей, подобного которому не было раньше, и не будет впредь. И это, что весь народ целиком слышит речь Всевышнего, и видит славу его собственными глазами, и произошло это для того, чтобы вера их укрепилась, так чтобы ничто не смогло ее изменить, и вера эта достигнет нас в истине, чтобы мы стояли, и не приткнулись в те времена, когда произойдут беды или гонения на евреев, и крепкой будет рука насильника. Ибо так написано (Шмот 20:20): “Ибо для того, чтобы испытать вас пришел Бог, и чтобы был страх его на вас, чтобы вы не грешили”. То есть, что это открылось им таким образом за тем, чтобы могли они выстоять в любом испытании, которое коснется их в последствии, чтобы сердце их не дрогнуло, и они не согрешили».

Там он объясняет стихи Песни Песней, про это: «царь Шломо уподобил нас женщине красоты совершенной, в которой нет изъяна, как сказано (Песнь Песней 4:7): “вся прекрасна ты, милая моя, и нет в тебе изъяна”. И уподобил другие верования и воззрения, к которым хотят склонить её, и обратить ее в их веру, как эти нечестивые, предающиеся разврату, и соблазняющие достойных женщин, чтобы утолить ими свою мерзкую страсть. Также было нам, от тех, которые соблазняли нас и пытались обратить в свои религии, вдруг им удастся поймать нас, и мы запутаемся в путах их глупости и ветвях лжи. И затем, в своей мудрости, он повторил ответ народа, как будто он говорит всем, которые хотят соблазнить его, и показать им, что его воззрение лучше их: сможете ли вы показать мне танец Маханаим (Песнь Песен 4:1). То есть, что народ отвечает им, и говорит: покажите мне событие равное Синайскому Откровению, в котором было два лагеря (“Маханайм”) лагерь Бога, и лагерь Израиля, один напротив другого, и тогда, я послушаю вашего совета.

И эта речь соответствует притче: “вернись, вернись, Шуламит, вернись, вернись, и посмотрим на тебя, что увидите в Шуламит? Подобное танцу Маханаим”. Толкование имени Шуламит — совершенная (“шлема”) и смысл Шуламит — совершенная и благочестивая, а танец Маханаим (“два лагеря”) — радость Синайского Откровения, в котором был лагерь Израиля, как сказано (Шмот 19:17): “И вывел Моше народ на встречу Богу из лагеря. И встали они у подножья горы”. И лагерь Бога был там, как сказано (Теилим 68:18): “Колесниц Божьих тьмы, тысячи тысяч, среди них Господь на Синае, во святилище”. Узри мудрость притчи и тайну её. Ибо слово “вернись” повторено четыре раза в этом стихе, чтобы указать нам на то, что преследовать будут нас четыре раза, принуждая нас оставить веру в каждом из этих четырех царств, в последнем из которых мы живем сегодня».

Три Изгнания и четвертое

«“После этого я видел в ночном видении, и явился четвертый зверь, страшный и ужасный, еще более сильный” — это Эдом. Даниэль видел трех зверей в одну ночь, а этого в другую ночь, почему? Рабби Йоханан сказал: ибо он равновесен тем троим» (Ваикра Раба 13:5).

Объясняет Маараль, что в человеке есть три части: тело, душа, и разум. Четвертый аспект, который есть человек в целом, включает их всех. Каждое из этих трех изгнаний соответствует одной части из частей человека, а четвертое изгнание, включающее в себя все изгнания, соответствует идее человека в целом.

Страх Яакова

Наши мудрецы открывают нам, что наш праотец Яаков видел все эти видения Даниэля про четыре изгнания. О том Великом страхе, который был у него в видении о четвертом изгнании, конец которого не был раскрыт. Объясняет Маараль, что сила четвертого изгнания приходит свыше с Небес, и если бы Творец не ограничил ее власть, она разрушила бы весь мир. И следует пояснить: это царство берет всю свою силу из падения Израиля, как учили мудрецы наши: «полная и разрушенная». Это так лишь потому, что оно является полной противоположностью — стоящей напротив идеи человека, каким он должен быть в творении, предлагая иную религию вместо истинной, своего Мессию вместо сына Давида! Основывая все это на лжи: мы Израиль и с нами заключил Творец Новый Завет. В дальнейшем мы еще разберем это.

Этому четвертому царству дана власть над миром, возможность использовать его силы. В этом ее смысл: развитие цивилизации, извлечении максимума для человеческого удовольствия.

Это царство Эдома, показывающее лицо культуры нравственности и просвещения, развития цивилизации, удовлетворяющей людские потребности. Подобно свинье, протягивающей свои раздвоенные копыта, и заявляющей: я чистое животное. Но внутри ее обретается бездна зла и жестокости, именно они потопили мир в реках крови сотен тысяч евреев.

Его стремление все к большему удовлетворению своих страстей, привело к упадку его морали. Уничтожению его нравственности, испепелению ячейки семьи, со всем что с этим связано, своей страстью к власти оно разрушает мир, каждые несколько лет приводя его к состоянию тотальной войны. На вершине своей гордости от своей силы и крепости, оно вело человечество от падения к падению: от материализации Бога, изобретению новой религии, заменяющей религию Израиля, к вере в силу человека властвовать над природой, к полному отрицанию Творца. Все эти аспекты характеризуют это царство ереси.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.