Темы: Тора и наука, Кашрут, Замир Коэн
Один из основных законов о разрешенной и запрещенной пище гласит: «Выходящее из нечистого (например, яйцо или молоко) — нечисто, а выходящее из чистого — чисто».
Как же, несмотря на этот закон, нам и нашим предкам разрешается есть пчелиный мед? Ведь он изготовлен из нектара цветов, и нельзя сказать, что он выходит из пчелы точно таким, каким был, безо всяких добавок и остается тем же нектаром. Для получения меда необходимо особое вещество, которое находится в теле пчелы. Именно оно и превращает нектар в мед. Как трава, съеденная верблюдом в его теле, превращается в молоко, которое запрещено пить по принципу «выходящее из нечистого — нечисто», точно так же и мед должен быть запрещен для еды, потому что пчелы запрещены для еды.
Это факт. И даже если бы мед можно было приготовить из нектара без специального вещества, образующегося в теле пчелы, все равно желудок пчелы при обработке пищи выделяет разные соки, как и желудки других насекомых и животных. И только из-за этих соков, которые смешиваются с нектаром и находятся в меду, следовало бы мудрецам Израиля запретить употребление меда в пищу.
Однако последние исследования открыли два удивительных факта:
Эти открытия снимают вторую проблему о желудочных соках в пчелином меду.
А как быть с первой проблемой? И вот, следующее исследование открывает еще один факт. Желудок пчелы выделяет энзим, который расщепляет двумолекулярные сахара нектара на одномолекулярные сахара меда (а в меду есть сахар, представляющий собой химическую связь, подобную глюкозе (виноградному сахару) и фруктозе (сахару фруктов).
Но после того как энзим, вырабатываемый пчелой, выполняет свою работу, расщепляя сахара нектара, он полностью распадается сам, так что от него ничего не остается, и пчела потом выделяет чистый нектар без всяких добавлений в восковую ячейку меда!
Отсюда ясно, почему мы можем есть пчелиный мед. Если бы во времена Талмуда был университет и ученых того времени спросили, можно ли евреям есть мед, в соответствии с их законом, который запрещает пить молоко нечистого животного, нет сомнения, они бы дали отрицательный ответ, считая невозможным, чтобы в мед не подмешались какие-то вещества из тела пчелы.
Однако в Устной Торе отражено, что наши мудрецы приняли от своих отцов, а те от своих, и так до Моше рабейну на Синае, краткую информацию, одну фразу (Талмуд, Бхорот, 7б):
«Пчелиный мед разрешен. Потому что вносит его в свое тело, но не выделяет его (как сок) из своего тела».
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы