Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О тектонических изменениях на Земле и зарождении жизни в третий день Творения

Третий день

В этот день, благодаря защитному действию ракиа, температура вблизи земли начала падать. По мере остывания, пар из атмосферы начал конденсироваться, превращаться в жидкую воду, попутно отделяясь от примешанных к ней газов. Низины на поверхности земли стали заполняться водой, образуя реки и моря. К тому же, на третий день, произошло существенное изменение рельефа земли. Образующиеся возвышенности сгоняли воду в определённые для неё места. Кроме того, породы, перенасыщенные водой, составлявшие поверхностную основу земли, постепенно высыхали и формировались устойчивые материки. Это также происходило в течение третьего дня.[1]

В итоге мировой океан занял треть поверхности земли, остальное — суша. Одну половину её занимала безжизненная пустыня, и лишь на второй её половине формировались условия, потенциально пригодные для жизни.[2]

Подходящие для жизни участки земли не шли сплошным массивом, но были разбросаны по всей поверхности. Именно в этот день в целом сложилась видимая нам сегодня геологическая картина земли с её горами, долинами, разнообразием почв и наслоениями скал, с её морями, реками и источниками вод.[3]

Земля всё больше и больше принимала вид, подходящий для заселения. В её недрах уже скрывались неисчислимые богатства: металлы и минералы, нефть и газ как на суше, так и в морском дне. Земля готовилась стать обиталищем жизни.[4]

Появление жизни

По приказу Творца земля задействовала механизм, способный производить органические структуры, основы живых существ.[5] Не все они проявились сразу, многие ждали своего часа, некоторые ждут до сих пор. Все они служат человеку, но каждому — своя роль и свой черёд.[6]

Первой, видимой глазу, появилась растительность. Для её существования не нужны были светила, появившиеся на небе только на четвёртый день. Важней для неё — почва, вода и тепло. Света, так же, как и тепла, хватало от сияния света, сотворённого в первый день. Более того, это свечение было для растений благотворней и надёжней, чем будущий свет солнца.[7]

С самого начала земля и вода содержали в себе механизмы, чтобы воспроизвести растительный и животный мир в определённой последовательности.

Эта последовательность была не случайна. Например, растения возникли на третий день, чтобы служить пищей животным и человеку, которые «ждали своей очереди» и появлялись в последующие дни, включая день шестой.[8]

Творение осуществлялось по ступенчатому принципу, по-восходящей, от простого — к сложному. Сначала были созданы неживые объекты — «домэм», затем — растительность — «цемах», за нею — живые существа — «хай», и наконец — обладающие речью — «мэдабэр». Более того, внутри каждой из этих групп также соблюдался принцип усложнения.

Среди растений самым примитивным видом стал «дэшэ», примером «дэше» могут служить губки, грибки и мхи. Растения этого вида не годились в пищу человеку. Они размножались простым делением или с помощью спор и были не способны создать собственное семя.[9] Всё чем они обладали, это способностью расти и питаться.[10]

В этом смысле в отношении дэшэ трудно определить степень видовой специализации. Сам этот термин означает растительный покров в общем смысле. Когда же выделяют конкретное растение, используют слово «эсев».[11]

Слова «дэшэ» и «эсэв» означают и стадии роста растений: дэшэ — ранний этап роста, тогда как эсэв — зрелая пора, когда растение готово производить семена и плоды. Подобное же значение применимо и к этапам роста деревьев.[12]

Дэшэ — как уже сказано, это виды зелени, которые не образуют семян, но раз за разом произрастают из земли, посредством спор или собственных отростков, а «эсэв» — растения более сложные, развивающиеся из семян и приносящие плоды с зародышами следующих поколений этого вида.[13]

Дэшэ, к которым относятся, например, некоторые виды трав и мхи, как правило, предназначены в пищу животным, тогда как эсэв — пригодны и для человека.[14]Дэшэ проще по строению, а эсэв, наоборот, структурней, и имеет большую насыщающую способность.[15]

Как именно появились первые растения — на это есть две версии. По одной из них, почва по приказу Творца сформировала зачатки растений, а уж они дали всходы с заложенной в них программой самовоспроизведения.[16]

По другой же версии[17], почва выстроила из соответствующих земельных элементов первые экземпляры полноценных растений, вывела их на поверхность, положив начало непрерывному циклу естественного воспроизводства и размножения себе подобных.

Главной примечательной особенностью созданных прототипов являлось органическая матрица, сохраняющая особенности живого существа в виде стабильной наследственной структуры, обеспечивая передачу этих особенностей потомкам в процессе воспроизводства.

«Земельные элементы», о которых идёт речь, были не просто составной частью поверхностного слоя почвы, но частичками первоначальной реликтовой субстанции, которая, как уже говорилось, с момента Творения была способна создавать материальные, в том числе органические, структуры. Именно эти структуры и послужили первоосновой последующего биологического синтеза, приведшего к появлению и распространению на земле живых организмов.[18]

В дополнение к этому, для управления указанными процессами, ещё прежде возникновения жизни, Творец сформировал неимоверно сложную небесную систему созвездий, как целостного управляющего механизма. Ни одна живая структура, ни в растительном, ни в животном мире, не могла бы появиться и функционировать, если бы за него не отвечал соответствующий сектор в звёздной системе, позволявший этой структуре существовать, неся ответственность за каждую, даже самую мельчайшую, живую субстанцию.[19]

Слово «эсэв", как уже говорилось, служит также общим термином, обозначающим виды растений усложнённого типа. Многие виды эсэв пригодны в пищу человека, они дают семена, обладающие способностью к воспроизводству. Однако есть ещё более развитый тип растений — “эцим” — деревья.[20]

По приказу Творца, на третий день голая почва покрылась живым ковром. Но сперва это случилось в одном уникальном месте, в Ган Эдене — Саду Эдена, который был высажен в этот же, третий день, и уже оттуда, из Ган Эдена, живая природа распространилась по всему миру.[21]

Растения в “потенциале” существовали и вне Ган Эдена, но они будто спали в почве, вплотную к поверхности земли, не развиваясь, остановившись в росте “на полпути”.

Это было связано с отсутствием в живой природе полностью сформированного круговорота воды. Творец ожидал появления человека — именно он должен был стать импульсом, запускающим механизм этого круговорота.[22]

Предполагалось, что главными, помимо дешэ, станут три сорта растений, причём все они годились в пищу.

Один из них — это “эсэв”, то есть плодоносные травы с коротким сроком жизни и непрерывным самообновлением с помощью семян.

Другой вид — нам практически неизвестный — “эц при”, деревья, съедобные от корней и до последнего листочка. Этот вид в большинстве своём так и не осуществился, — исключение составляют этрог, вид цитрусовых, и пильпелим, перечные деревья.[23]

Эти деревья в большинстве не дают особенных плодов, поскольку все их части пригодны в пищу сами по себе.[24]

Эц при — дерево-плод выше по рангу, чем эсэв, поскольку может существовать много лет. Среди деревьев этот вид кажется наименее приспособленным к окружающей среде, его древесина мягкая. Этот вид появится впоследствии, в нужный час, чтобы сыграть свою особую роль.[25]

Стоит сказать, что по первоначальному плану Творения все деревья должны были принадлежать к виду деревьев-плодов, но этого не произошло. Почему? Во-первых, часть этих деревьев впоследствии перестанут приносить плоды, и потому усиленное употребление в пищу их мягкой древесины, могло привести к полному уничтожению этих видов,[26]

А во-вторых, с деревьями случилось то же, что и с первоначальным светом, который был сокрыт до поры до времени.

Мир сразу стал приспосабливаться к тому, что произойдёт впоследствии, то есть, к будущему падению человека, его нежеланию соответствовать высшему уровню. Это повлияло на мир с самого начала. Появление деревьев-плодов оказалось преждевременным в этой упрощённой вариации мира. Всё творение сразу, так сказать, ретроспективно, было ослаблено и отравлено неблаговидными поступками людей, которым только ещё предстояло появиться.

Однако, после грядущего исправления мира, программа Творения вернётся к своей первоначальной, возвышенной версии. А пока — словно тень будущего легла на рождающийся мир.[27]

К третьему виду принадлежали деревья, у которых годились в пищу только плоды — “эц осэ при”. Это порода с более твёрдой древесиной, и дерево несёт свой плод на себе.

Позже, когда первоначальная гармония мира нарушилась, добавились растения-пустоцветы, неплодовые деревья и сорняки.[28]

Согласно одной из версий, первое поколение деревьев, так же, как до них трава и ранние растения, появились в земле в виде семян. В каждом из этих семян, к какому бы виду они не относились, была уже заложена своя уникальная “программа” роста и размножения, включая форму и строение ствола, порядок роста, очертание листьев и так далее. Земля как бы сама себя осеменила и вывела из-под почвы на поверхность первые поколения растений с готовой программой дальнейшего воспроизводства и размножения. [29]

По первоначальному плану, растения должны были появиться из земли мелкими и редкими, но в итоге стремительно и повсюду пошли в рост. Поначалу было трудно увидеть различия между растениями, но вскоре, по мере увеличения в размерах, стало очевидным их деление на виды. Сперва растения фактически копировали самих себя, но в дальнейшем появились многочисленные вариации, в основном по цвету и по форме. Что же касается сортов первых деревьев, то их насчитывалось шесть.[30]


[1] Там же.

[2] Мидраш Койнен

[3] Даат Софрим.

[4] Там же.

[5] РаМбаН

[6] Даат Софрим

[7] А-Нацив.

[8] РаДаК.

[9] Мальбим.

[10] А-Нацив

[11] РаШИ, Дварим,32, 2

[12] РаМбаН, РаДаК.

[13] Рав Саадия Гаон, РаН, Акедат Ицхак, Абарбанель, Адерет Элияу.

[14] Сфорно, Мальбим.

[15] А-Рокэах.

[16] Адэрэт Элияу.

[17] Абарбанель.

[18] РаМбаН

[19] РаМбаН, Берейшит,1, 11

[20] Мальбим

[21] Там же.

[22] Яфэ Тоар на Мидраш Берешит, 13,1.

[23] Тосафот а-шалем

[24] Раби Шмуэль ми-Сенут, Мидраш Берешит Зута

[25] Тиферет Йонатан

[26] Тосафот а-шалем

[27] Диврей Йоэль. Раби Йоэль Тейтельбойм ми Сатмар.

[28] Рамбан.

[29] Рамбан.

[30] Тосафот а-Шалем


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…