Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Есть два вида торговцев. Одни торгуют новым товаром, а другие подержанным и поношенным. Естественно, что каждый из них приобретает свой товар в другом месте.

«И говорил Б-г Аарону: Вина и всего пьянящего не пей… когда будешь приходить в Шатер откровения»[1].

Следует понять, почему вино и другие пьянящие напитки были запрещены именно при входе коэна служить в Шатер откровения. Разъясним это с помощью высказывания мудрецов[2]: За пределами Иерусалима был камень для денежных расчетов, и тот, кто хотел провести финансовые подсчеты, шел к нему. Это было устроено для того, чтобы люди не делали расчеты в Иерусалиме, так как это может привести человека к грусти, а Иерусалим назван: «Радость для всей земли». Храм тоже является местом радости, как сказано: «Возрадовался я, когда сказали мне: Пойдем в дом Б-га»[3]. Вино же было сотворено только для утешения страдающих, тех кто не может вынести своего горя, как сказано: «Дайте пьянящий напиток погибающему, и вино тем, кому на душе горько»[4].

Притча.

На дороге встретились два путника. Один — врач, а другой повар. Они оба искали работу, и врач предложил повару продолжить путь вместе, ведь вдвоем лучше, чем одному. Повар возразил: «Какой нам толк от совместных поисков? Тебе нужен город, в котором будет много тяжело больных, которым нужен лекарь. А мне нужен наоборот, город, жители которого крепки и здоровы, и много едят и пьют. Я буду готовить им дорогие яства, и у меня будет заработок».

Смысл этой притчи в том, что Храм и вино служат совершенно разным целям, а потому сказано: «Вина и всего пьянящего не пей, когда будешь приходить в Шатер откровения» (то есть, место Храма это место радости, а место вина там, где грусть — прим.)

«И говорил Б-г Моше и Аарону, обращаясь к ним».

Написано в Мидраше[5][6]: Сказал рабби Пинхас: «Ухо, слушающее наставления жизни, будет пребывать среди мудрых»[7]. «Ухо, слушающее наставления жизни» — это сыновья Аарона (Элазар и Итамар — прим.). «Будет пребывать среди мудрых» — то есть, Элазар и Итамар находились близко от смерти, но то, что они прислушались к наставлениям Моше, спасло им жизнь (После греха с золотым тельцом Моше молился за Аарона и его молитва помогла. Мера суда постигла только двоих из четырех сыновей Аарона — прим.). Удостоились жизни не только они, но и их отец и его брат Моше. На них опустилась Шхина — с ними заговорил Б-г.

Объясним это.

Притча.

Есть два вида торговцев. Одни торгуют новым товаром, а другие подержанным и поношенным. Естественно, что каждый из них приобретает свой товар в другом месте. Первый едет туда, где есть торговые дома, где продается дорогая одежда. А второй приобретает свой товар в деревнях, у бедных людей, которые продадут свои пожитки дешево.

Смысл этой притчи в том, что есть две возможности принять наставления. Одна — увидеть, как Б-г наказывает согрешивших и взбунтовавшихся и извлечь урок. Другая — наблюдать за поведением праведников и мудрецов и учиться морали у них. Об этом и говорит стих: «Ухо, слушающее наставления жизни, будет пребывать среди мудрых». Лучше пребывать среди мудрецов и учиться морали у них. Это то, что Мидраш говорит про детей Аарона. И в итоге: «они удостоились того, что Всевышний с ними заговорил». Это есть: «Ухо, слушающее наставления жизни» — от живых людей, то есть, второй вид наставлений. Сыновей Аарона предупреждают, чтобы им не понадобилось извлекать мораль у мертвых, ведь это не нужно для них. Это то, что написано в Мидраше: они присутствовали при смерти и смогли подняться духовно, чтобы их не коснулся такой вид поучения. Впоследствии они удостоились услышать слова Б-га. Но они удостоились услышать слова от самого Живого Б-га.


[1] Ваикра 10:8-9

[2] Мидраш Шмот Раба 52:5

[3] Теилим 122:1

[4] Мишлей 31:6

[5] Ваикра 11:1

[6] Мидраш Ваикра Раба 13:1

[7] Мишлей 15:31

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…