Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи раби Яакова Кранца (Магида из Дубно) на тему главы Ваехи

«И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: «Соберитесь, и я скажу вам, что случится с вами в грядущие времена»[1].

Написано в Мидраше[2]: ««Хотел раскрыть им, когда будет конечное избавление, но Шхина покинула его (и он забыл - прим.)».

Конечно, мы не можем понять, почему Всевышний решил скрыть это от всех пророков, но все же попробуем дать некоторое объяснение, как нам удалось понять из слов мудрецов[3] на сказанное: «На страже моей стоять буду...»[4] и «Доколе, Г-сподь, взывать буду...»[5]. Сказал ему (Йешаяу пророчествует ответ Б-га на слова Хавакука, которые тот еще скажет в будущем - прим.) Всевышний: «Горе тебе, ссорящийся с Создателем твоим, черепок из черепков земных.»[6] - ведь ты мудрец Торы, а не невежда. Иди напиши алеф (подразумевается, - напиши первую букву алфавита, то, с чего дети начинанают изучать азбуку - прим.) на доске, а потом говори: «Объяви нам, когда наступит конец изгнания». Эти слова мудрецов скрыты и непонятны. Вот их объяснение. 

Притча. 

Когда мы наблюдаем за людьми в радости и в беде, мы можем понять, что в любой радости примешана доля грусти и тревог, а после каждой печали приходит радость. Разъясним это. Есть определенные дни для радости, а потом она заканчивается. Чем дольше длится веселье, тем меньше человек рад этому, ведь это означает, что скоро эти дни завершатся, а на их место придут тревоги и грусть, которые во вред человеку. В дни грусти происходит обратное - чем больше грустных дней проходит, тем ближе становится их конец, и от этого человек ощущает некую толику радости. Конечно, все это верно для веселья и грусти, которые ограничены во времени. Но постоянная радость будет продолжать радовать человека и по прошествии длительного времени, так как она не пройдет и не закончится. И если человек не видит конца своей печали, чем больше времени будет проходить, тем тяжелее будет ее выносить.

В этом одна из причин, по которым Всевышний скрыл от нас время окончательного избавления из изгнания. Он желал, чтобы мы ощущали печаль изгнания в точности как в самом его начале, как сказал пророк: «И полностью закончатся дни твоей скорби»[7]. Горе и печаль изгнания необходимы для исправления наших грехов.

Теперь станут понятными слова Ялкут Шимони о том, что Всевышний сказал пророку Хавакуку: «Иди напиши алеф на доске, а потом говори: “Объяви нам, когда наступит конец”». Всевышний открыл ему причину скрытия времени окончания изгнания.

Притча. 

Когда пишут букву в свитке Торы, то, по закону, оставляют вокруг пустое место (т.е. буква не должна касаться других букв или доходить до края пергамента - прим.). Но если места не осталось, то невозможно понять, вся ли буква написана полностью, или из-за того, что место кончилось, ее укоротили. Получается, что хотя оставление пустого места вокруг буквы не является частью закона о написании формы буквы, это относится к закону о правильном написании Торы, о том, что каждая буква должна быть написана ясно, так, чтобы сразу было видно, что она написана полностью.

Так происходит и с печалью в изгнании - необходимо, чтобы она длилась долго и не уменьшалась. А если бы время изгнания было ограничено, то и печаль уменьшилась бы. А ведь часть изгнания, - это ощущение его горечи.

(Как свободное место (пробелы) вокруг буквы (это то, что Всевышний сказал, - напиши алеф - пусть законы написания свитка Торы помогут тебе, Хавакук, понять причину скрытия времени конечного избавления), дополняет саму букву, так неизвестность продолжительности изгнания дополняет его горечь - прим.)


[1] Берешит 50:6

[2] Мидраш Берешит Раба 48:2

[3] Ялкут Шимони (пункт 562)

[4] Хавакук 2:1

[5] Хавакук 1:2

[6] Йешаяу 45:9

[7] Йешаяу 60:20

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.