Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Йосеф не только истолковал сон фараона, но и предложил назначить мудрого и смышленого человека, который был бы ответственным за наполнение закромов

«А теперь да усмотрит фараон человека смышленого и мудрого.»[1].

Многие комментаторы задавались вопросом, почему Йосеф решил давать советы фараону, когда тот его об этом не просил? И еще непонятно, почему потом сказано: «И понравилось это фараону и всем его советникам»[2]? Какая польза была Йосефу от того, что и советникам понравился его совет? Ведь главным было то, что его совет понравился фараону! Какое ему было дело до советников? Здесь можно сказать, что хотя Йосеф, да покоится с миром, был твердо уверен, что Всевышний вызволит его из тюрьмы и из всех других бед, но внешне это выглядело так, как будто все происходило естественным путем. И это станет понятно с помощью притчи.

Притча.

Один принц был тяжело болен, и царь, его отец, созвал лучших врачей королевства. Врачи советовались друг с другом и пытались найти лекарство, но безуспешно. Обычно посторонним было нельзя входить в покои принца, но теперь, когда не было надежды, что врачи смогут его излечить, царь открыл его покои для всех желающих. Он надеялся, что, возможно, к принцу попадет какой-нибудь простой человек, который сможет что-то посоветовать – какой-либо настой или камею (камея делалась из разных видов трав или камней, её клали или вешали на больного для выздоровления, также был вид камеи, которую составляли из различных текстов - прим.). В столице жил один мудрый, но малоизвестный и поэтому бедный врач. Он не считался опытным врачом, и не особо преуспевал. Он слышал о болезни принца и знал, как ее вылечить, но не пошел во дворец, так как предполагал, что туда впускают только известных врачей, а его не впустят. Когда же он услышал, что царь открыл дворец для всех, оправился туда. Он подошел к принцу, осмотрел его, и понял, что знает, как его вылечить: это можно сделать при помощи трав, которые растут у водоемов. Это человек понимал, что если скажет о том, как вылечить принца его врачам, они только поднимут его на смех, и отнесутся с пренебрежением: как посмел он советовать великим врачам, которые перепробовали все самые дорогие лекарства, которые привозят издалека! И все же они не смогли вылечить принца, а он лезет со своими глупостями! Поэтому он поступил так, чтобы им пришлось одобрить его совет. Он встал и громко сказал: «Я призвал на помощь свои скудные знания, и нашел лекарство от болезни принца. Эти травы растут во многих местах, но нужно найти человека, который знает, как правильно их измельчить, отмерить и приготовить. Человек, который сможет правильно приготовить из них лекарство, будет достоин царских почестей!» Когда придворные врачи услышали его слова, обрадовались и тут же подтвердили, что этот врач говорит верно, ведь каждый ожидал, что именно ему царь поручит приготовить лекарство.

Смысл этой притчи в том, что когда Йосеф предстал перед фараоном, то увидел всех его служителей и мудрецов. Он понял, что если просто истолкует сон, они будут насмехаться над ним и презирать: ведь там присутствовало множество людей, считавших себя очень умными, которые изучали науку толкования снов. А он пытается дать простое толкование, не соответствующее их учению. Поэтому Йосеф поступил мудро: он не только истолковал сон фараона, но и предложил назначить мудрого и смышленого человека, который был бы ответственным за наполнение закромов. Этим он предотвратил возражения мудрецов фараона, ведь каждый из них тут же предположил, что именно его фараон назначит на эту важную должность. Это и есть то, что сказано: «И понравилось это фараону и его советникам».


[1] Берешит 41:33

[2] Берешит 41:37

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…