Темы: Ханука, Коэн, Пророчество, Рав Хаим Суницкий
Один из «малых пророков»[1], Хагай, не попал ни в одну «афтару»[2]. Мы его почти никогда не цитируем и мало кто его изучает. Книга этого пророка содержит всего две главы, общий объем которых составляет 38 стихов (короче только книга пророка Овадьи). Пророчества Хагая в основном касаются повелений о построении Второго Храма и предсказания об избавлении. Интересно, что этот пророк всегда начинает свое очередное пророчество со слов в какой день и какого месяца ему было открыто данное пророчество[3]. В данной короткой статье мы попробуем проанализировать конкретные даты пророчеств Хагая. Мне кажется, что можно найти очевидную связь между днями этих пророчеств и самими пророчествами.
В книге Хагая упомянуты четыре даты. Первая глава была сообщена Всевышним Хагаю в первый день Элула: от народа требуется собраться с силами и построить Храм[4]. Как известно, первый день Элула считается у нас началом периода раскаяния. Кроме того, Моше в последний раз поднялся на гору Синай именно в 1-й день месяца Элул, а когда он спустился, то началось строительство Мишкана — переносного Храма[5].
Следующее пророчество, в начале главы 2, было сообщено пророку в 21-й день месяца Тишрей, в Ошана Раба[6]. Основное пророчество Хагая связано с тем, что вскоре Всевышний «сотрясет небо и землю», и после этого наступит полное Избавление еврейского народа. По обычаю, именно в этот день, в Ошана Раба, мы бьем по полу ивовыми ветками, и недаром Талмуд[7] называет этот обычай «установлением пророков». Очень может быть, что этот обычай был основан именно на данном пророчестве Хагая[8].
Наконец два последних пророчества Хагая (2:10 и 2:20) были сообщены в 24-й день месяца Кислев — за день до будущего чуда Хануки[9]. Разумеется, само чудо Хануки случилось намного позже, через несколько столетий после этого пророчества. Именно в этом отрывке Всевышний велит Хагаю проверить, насколько коэны знают законы ритуальной чистоты, которые их касаются[10].
Здесь видна явная связь с чудом горения масла в храмовой Меноре на протяжении восьми дней, поскольку чудо было осуществлено руками коэнов. Последнее пророчество, которое Всевышний сообщил Хагаю в тот же день, 24-ого Кислева звучит так: «Я сотрясу небо и землю, и опрокину престол царств, и истреблю силу царств народов, и опрокину колесницы и всадников их, и низринуты будут кони и всадники их — каждый мечом брата своего». Возможно, это пророчество указывает на военное чудо Хануки: много лет спустя Всевышний даровал евреям победу над греко-сирийской армией, «отдав сильных в руки слабых». Да заслужим мы вскоре увидеть полное избавление и построение Третьего Храма!
[1] Так называют 12 пророков, чьи книги достаточно короткие, и поэтому их пишут в одном свитке «Трей Асар» (см. «Бава Батра» 14б).
[2] «Афтарот» — отрывки из Пророков, публично читаемые в синагоге в Шабаты, праздники, новомесячье и посты. Чтение Афтары было изначально введено в качестве замены чтения установленных отрывков из Пятикнижия, когда власти запретили публичное чтение Свитка Торы.
[3] Большинство пророков так не поступали, хотя изредка и другие пророки упоминают определённые дни, но именно Хагай обязательно записывает время каждого пророчества.
[4] Само построение Второго Храма началось 24 Элула (Хагай 1:15). По многим мнениям, календарно это день до Сотворения Мира (поскольку Адам был создан на шестой день, в 1-й день месяца Тишрей
[5] Интересно, что согласно комментарию Раши, Моше (Шмот 31:18) получил инструкции сделать Мишкан именно в эти последние 40 дней на горе Синай.
[6] На самом деле, Бен Иш Хай («Ве-зот а-браха» 9) советует читать этот отрывок в Ошана Раба.
[7] «Сукка» 44а, см. комм. Раши там.
[8] См. Steven Weiner, “What Did the Willows Ever Do to Deserve Such a Beating».
[9] Бен Иш Хай («Илхот Ханука» 23) советует читать этот отрывок в день перед Ханукой.
[10] По всей видимости, недавно вернувшиеся из изгнания коэны плохо знали эти законы. В Талмуде («Псахим» 17а) приводится диспут о том, правильно ли они ответили на вопросы Хагая.
Из журнала Мир Торы
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.