Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья из цикла р. Ашера Кушнира, созданного на основе приложения к его книге «Реальность и иллюзия»

2.2. Ограничения со стороны природы

Ещё одна существенная составляющая в общем вопросе о познаваемости мира — это вопрос о том, готова ли сама природа раскрыть все свои секреты человеку[1].

Познание только расширяет горизонты непознанного

Учёные уже давно заметили парадокс: чем больше открывает наука и чем больше расширяется познание человека, тем больше раздвигаются и границы непознанного. Каждое новое открытие ведёт к пониманию, что ещё более фундаментальное знание не раскрыто[2].

Один из величайших учёных ХХ века физик Макс Планк писал: «Наука не в силах объяснить большинство явлений. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что решение одной проблемы неизменно тянет за собою цепь десятков новых проблем. С каждой очередной покоренной вершиной перед нами открываются новые не завоёванные высоты. Остается лишь смириться с этим, мы обречены на вечную борьбу за достижение целей, которые недостижимы по определению».

Природу микромира невозможно исследовать в полной мере

На протяжении тысячелетий в основе научной мысли лежало представление, получившее название «детерминизм»; оно подразумевает предопределенность всех происходящих в мире процессов. Это означает, что все материальные объекты взаимодействуют строго по законам природы, и их поведение — скорость, местоположение, траектория, — заранее предсказуемо, детерминировано. Такое понимание мира без затруднений позволяет точно, с нулевой неопределенностью, измерить одновременно и скорость, и координаты объекта. Так устроен всем знакомый мир, который принято называть макромиром.

Но появление квантовой физики и принципа неопределенности Гейзенберга перевернуло эти представления.

Оказалось, что в микромире, в мире квантовых явлений, сам факт измерения, к примеру, местоположения частицы приводит к изменению ее скорости, причем непредсказуемым образом. Проблема в том, что если удастся с нулевой погрешностью, то есть абсолютно точно, определить одну из измеряемых величин, неопределенность другой величины будет равняться бесконечности: о ней не будет известно ничего.

И это не потому, что приборы измерения несовершенны, а потому, что мир, по сути, оказался недетерминированным. Поэтому вопрос о местоположении частицы решается вероятностью её нахождения в том или ином месте.

И не только микромир, но и макромир всё больше понимаются в вероятностном контексте. Начиная с работ известного физика Людвига Больцмана, появляется новый раздел статистической физики, изучающий поведение систем частиц методами теории вероятности. Обычно при исследовании таких систем не интересуются случайным поведением каждой конкретной частицы, а описывают, как из движений отдельных частиц складываются усредненные свойства системы в целом.

Итак, выясняется, что в определённых областях познания при попытке получить точные знания природа принципиально не позволяет раскрыть свои секреты до конца.

Ограничения, связанные с комплексностью

Следует указать ещё на одну тайну природы — её комплексность и многослойность.

В 1982 году вышла тонкая, но необыкновенно ёмкая книжка под названием «Powers of Ten». Вся книга состоит из фотографий, изображающих окружающую нас реальность, слой за слоем, в масштабах от 1025 до 10-25. Поначалу на фотографиях видны целые галактики как маленькие точки, потом идут снимки внутри галактик, затем звёзды, Солнце и планеты, планета Земля, взгляд из атмосферы, земной ландшафт. Потом становятся видны город, квадратики домов, человек на лужайке крупным планом. Затем — фотографии его руки, кожи руки, клетки кожи, потом изображение внутренней структуры клетки, её молекулярной структуры, и так до кварков.

Каждому уровню организации материи соответствует своя научная область: астрономия, астрофизика, биология, психология, молекулярная биология, химия органическая и неорганическая, ядерная физика и т.д.

И хотя междисциплинарные исследования становятся все более распространенными, каждая из областей науки в основном раскрывает знание именно в той сфере, которой она занимается. То есть научное открытие означает, что стал более понятен только один из уровней организации материи (и, возможно, смежные с ним уровни).

Но может ли подобное открытие претендовать на истинное понимание всей реальности? Оно раскрывает только часть, а не целое реального мира, который образуют все слои вместе взятые.

Вывод

Природа скрывает свои тайны, причём порой до такой степени, что это вызывает сомнение в принципиальной возможности их постижения.


[1] Этот вопрос можно рассматривать и в контексте ограниченности природы самого человека, но эти ограничения более очевидны с точки зрения строения природы.

[2] Есть и такая формулировка: «Расширение сферы познанного ведет к увеличению площади ее соприкосновения с неизвестным».


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.