Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Жаркий пустынный климат законсервировал на Святой Земле то, что в других местах давно истлело. В глиняных сосудах археологи находят кожуру, семена и пыльцу растений.

На что был похож энергетический батончик из «Песни Песней» и из чего нужно печь «хлеб Йехезкеля»? В Торе перечислены десятки ингредиентов, из которых готовили еду несколько тысяч лет назад: оливковое масло и миндаль, ячмень и бобы, лук, дыни, чеснок и огурцы, инжир и гранаты, молоко и мёд…

Нам хочется верить, что любая пища, упомянутая в Торе, — это пища для души. И стоит только вкусить того же, чем питался праотец Авраам, как на нас снизойдет святость. Получается, осталось только узнать — что же конкретно, сколько и как ели наши праведные предки?

Родина хумуса

Еврейская традиционная кухня — это фаршированная рыба и кугель? Или наоборот — хумус и фалафель? В начале XXI века разразились целые «хумусовые войны» с участием Израиля, Ливана, Турции и Сирии. Каждая страна пыталась доказать свое безраздельное право называться «страной хумуса». Правительство Ливана даже направило по этому поводу петицию в ЕС!

В самом Израиле в последнее время мода диктует переходить от европейских тяжелых блюд к более легкой «средиземноморской» диете, которая лучше подходит к жаркому климату и левантийской ментальности. Рецепты для этой диеты рестораторы и производители «здорового питания» ищут в Библии. Ученые и любители изучают Священное Писание с целью извлечь оттуда принципы питания и рецепты.

В парке библейской природы «Неот Кдумим» стараются воссоздать тот быт, в котором жили Авраам, Ицхак и Яаков — со всеми его сельскохозяйственными инструментами и технологиями. Кроме того, они выращивают те растения и травы, которыми питались в Земле Израиля несколько тысяч лет назад.

И хотя горох нут, из которого делают хумус, мог быть ингредиентом блюд времен Танаха, но привычную нам пасту-хумус евреи изготавливают не более тысячи лет. Тогда на нашу землю пришли крестоносцы и началось смешение культурных традиций разных народов.

Археологические находки вернее всего рассказывают о рационе сынов Израиля. Их количество и принадлежность говорит о том, что в древнем Израиле мясо ели нечасто и только кошерное.

Жаркий пустынный климат законсервировал на Святой Земле то, что в других местах давно истлело. В глиняных сосудах археологи находят кожуру, семена и пыльцу растений. Таким образом ученые, проводившие раскопки, например, в районе моста Бнот Яаков в Иорданской долине, убедились в том, что евреи, как и указано в Торе, действительно питались ячменем, пшеницей, инжиром, оливками и виноградом. Кости рыб в том районе тоже обнаружились — это были кошерные карп и тиляпия. Но результаты раскопок не дают нам представления о точном количестве потребляемой пищи. Тогда необходимо прибегнуть к письменным источникам.

Сбалансированная диета

1600 калорий в день — этого достаточно? Современные диетологи рекомендуют такую норму только желающим похудеть, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Мишна (Ктубот 5:8) указывает, сколько и каких продуктов должен предоставлять каждую неделю мужчина своей жене, которую он покинул: «Не менее двух кавов пшеницы или четырех кавов ячменя, половину кава бобов, половину лога масла и кав сушеного инжира или один мане инжирных лепешек».

Хотя продуктов в этом списке очень мало и количество из невелико, но диета получается сбалансированная: бобовые, злаки, растительные жиры и инжир. Было ли что-то известно нашим предкам об аминокислотах — химических единицах, образующих белки? Так или иначе, комбинация цельных злаков и бобовых по питательной ценности соответствуют мясу. Инжир содержит крахмал и кальций, а если женщина дополнит свой рацион собранными травами и одним яйцом от своей курицы, то может получиться и все 1700 калорий в день.

Никто не придерживался в древние времена специальной диеты, все были стройны и подтянуты — по крайней мере, такие изображения мы видим на древних мозаиках и росписях стен. Вместо спортзала у женщин был мельничный жернов: чтобы намолоть один килограмм муки, нужно было час крутить мельницу — а это почти повсеместно было женской работой.

Хорошо, вот у нас есть бобовые и злаковые, молоко, яйца, фрукты и овощи, немного рыбы, немного трав. Но как все это приготовить? И в Письменной, и в Устной Торе есть строки, которые выглядят, как рецепты. Некоторые такими действительно являются, а некоторые могут оказаться антирецептами.

В поисках рецептов

В «Песне Песней» есть слова «подкрепите меня ашишот», и по мнению большинства комментаторов, ашишот — это вид сладких пирожных или лепешек. А в Иерусалимском Талмуде упоминается блюдо «ашишим» и говорится про него, что это — каленая молотая чечевица с медом.

Если просто следовать тому, что сказано про ашишим в Талмуде, получится неаппетитная жареная каша. Как калить, в каких пропорциях смешивать и что должно в итоге получиться — рецепт достигается путем проб и ошибок. Этот путь уже пройден, так что желающие получить энергетический батончик, чтобы подкрепиться и прийти в себя («леhитъошеш»), должны поступить так:

2 стакана красной чечевицы промыть и сварить в 4-х стаканах воды до готовности. Воду слить, размять чечевицу в пюре, добавить 1 стакан цельной пшеничной муки, 1 стакан кунжутных семян и 2 яйца. Из получившейся смеси пожарить на оливковом масле оладьи, перед подачей полить мёдом.

Есть в Устной Торе и строки, которые упоминают приготовление сыра. У народов мира, как известно, принято ферментировать сыр при помощи сычуга (части желудка) молодых телят и ягнят. Евреям запрещено смешивать мясное с молочным. Устная Тора рассказывает, как при помощи заболони — древесного сока — финиковой пальмы заквасить молоко для изготовления сыра.

Чтобы приготовить сыр, который будет похож на рикотту, нужно:

Разогреть литр молока, обрезать ветку инжира, добавить в молоко 4-5 капель инжирной заболони, а затем перемешивать молоко с помощью очищенной инжирной ветки, пока оно не закипит и не появятся хлопья. Потом нужно процедить смесь, и положить будущий сыр в марле под пресс. Готовый сыр посолить и приправить небольшим количеством оливкового масла, иссопа или черного тмина.

Хлеб здоровья, хлеб смерти

Это были примеры удачных исследований на тему «библейской кухни». А вот с «Хлебом Йехезкеля», который продается повсюду в магазинах здорового питания и объявлен чуть ли не «суперфудом» — особенно полезным продуктом, панацеей от болезней, — вышла ошибка. Так бывает, если Тору берутся интерпретировать люди, не обладающие базовыми знаниями.

Исследователи из Неот Кдумим полагают, что хлеб Йехезкеля — вообще не хлеб, а похлебка, которую ели с хлебом. Они даже ездили на остров Крит, чтобы увидеть, как там варят нечто подобное, что у них называется паликария. Но и они далеки от истины.

На самом деле, Пророк Йехезкель совершенно не собирался сообщать будущим поколениям евреев рецепт «хлеба здоровья», равно как и похлебки. «И ты возьми себе пшеницы, и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыплешь их в один сосуд, и сделаешь себе из них хлеб на число дней, в которые ты возлежишь на боку твоем: триста девяносто дней ты будешь есть его».

Речь в этих строках идет о 390 днях осады Иерусалима, на которые в городе была запасена хоть какая-то еда. После небольшого перерыва последовали еще 40 дней осады, когда все продукты совершенно закончились и наступил голод.

Йехезкель пишет не о здоровом питании, а о том, как выживают люди в осажденном городе! В блокадном Ленинграде, когда не хватало муки, чего только не подмешивали в тесто, чтобы испечь хлеб: пищевую целлюлозу, жмых, обойную пыль, выбойки из мешков, хвою. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную, соевую муку… Так вынуждены делать все, кто пытается выжить.

«И пищу твою, которую будешь есть, весом по двадцать шекелей в день, от времени до времени будешь есть», — пишет дальше Пророк. 20 шекелей — это примерно 200 грамм хлеба в сутки: такую же минимальную норму выдавали по «рабочим» карточкам в Ленинграде в декабре 1941 года. И это минимальная норма жителей Иерусалима летом 70 года н.э., накануне разрушения Второго Храма.

Чем жив человек?

Заботиться о теле как о сосуде для души — наша обязанность. Об этом у нас на сайте есть цикл видеоуроков д-ра Мордехая Штейнцага: Альтернативный взгляд на здоровье и лечение. Но мы должны помнить, что в Торе нет рецептов блюд, и что не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Господних, живет человек (Дварим 8:3).

Тора рассказывает, что приведет нас Вс-вышний на «землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, землю елейных олив и меда». И всё у нас будет: и еда, и полезные ископаемые, и скот, и золото, а потом… А потом «высокомерным станет сердце твое, и забудешь ты Господа, Б-га твоего».

Исследователи «библейской еды» полагают, что, готовя по древним рецептам, питаясь оливками и виноградом, мы, незаметно для себя, приближаемся к своим корням.

Тора нас учит, что нет смысла в возращении к прошлому, если в этом возвращении нет духовной основы. Мы, несомненно, станем физически здоровее, если будем жить на земле, пахать, сеять и веять, молоть муку вручную, готовить «ашишим», заквашивать сыр на инжирных ветках и потреблять 1600 калорий в день. Но будет ли для нас в этом ценность, если, утеряв связь с Вс-вышним, мы по-прежнему едим горький хлеб Йехезкеля — хлеб осады Иерусалима, хлеб голода, уничтожения, разрушения и изгнания — как и две тысячи лет назад?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…