Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья из цикла р. Ашера Кушнира, созданного на основе приложения к его книге «Реальность и иллюзия»

2. Всесильна ли наука?

Основная тема этого обзора связана с вопросом о всесилии науки, то есть неограниченности научного познания. Эта проблема издавна находится в центре внимания философов[1] и учёных. Способна ли наука познать природу во всей полноте и дать ответ на любой вопрос?

Этот вопрос формулируют и в более общей форме: «А познаваем ли мир вообще?» Или по-другому: «Есть ли границы у человеческого познания, существует ли нечто, что принципиально непостижимо»?

В философии существуют разные мнения по этому поводу. В частности, представители гносеологического оптимизма утверждают, что у познания нет границ, то есть мир и всё в нём принципиально постижимы и доступны для исследования. И если не всё ещё известно, то это непременно будет постигнуто в дальнейшем; это лишь дело времени и средств. Такой позиции придерживаются в основном материалисты, среди которых были Людвиг Фейербах, Карл Маркс и др.

С другой стороны, воззрение, получившее название агностицизм, и его разновидность, релятивизм, принципиально отрицают возможность познания мира. Поэтому сущность явлений и объектов природы никогда до конца не будет познана. Приверженцами этого подхода были Иммануил Кант, Давид Юм и др.

Проблема познаваемости мира остро стоит не только в философии, но и в науке. Есть учёные, которые придерживаются мнения о неограниченности научного познания, а есть те, кто в этом сомневаются.

Однако в этом принципиальном споре голоса сторонников всесилия науки звучат гораздо громче. К тому же в диспутах они отказывают оппонентам в возможности строить теистические выводы на основе неполноты научных знаний: они утверждают, что эти пробелы, безусловно, будут восполнены.

Поэтому и необходимо вынести на суд читателя факты.

Тема познаваемости мира при более близком рассмотрении распадается на три составляющие, а именно: 1) учёный, который желает познать природу; 2) природа, которая является объектом изучения; 3) метод исследования, посредством которого учёный познаёт природу.

Чтобы глубже разобраться в этой непростой теме, следует проанализировать[2] границы каждой из этих трёх составляющих:

  1. Насколько ограничены возможности человека познать природу?
  2. Насколько доступно познание природы как таковой?
  3. Насколько ограничены методы исследования?

[1] Раздел философии, занимающийся теорией познания, называется гносеологией.

[2] Это крайне масштабная тема, и здесь не место её глубокому и подробному анализу — достаточно краткого обзора.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.