Из цикла «Знание веры», темы: Испытания, Страдания, Рамбам, Рамбан, Иов, Справедливость, Рав Эуд Авицедек
Если нет страданий без суда, то становится трудно понять суть тезиса книги Иова относительно страданий.
Отвечая на этот вопрос, Рамбам дает определение: «Главный сюжет, относительно которого расходятся воззрения персонажей книги — то, что самый большой и болезненный удар пришелся по человеку, наиболее честному и праведному из всех» (там, гл. 23).
Согласно мнению Рамбама, вся идея книги Иова состоит в том, чтобы обсуждать этот вопрос: как понять страдания человека, который видится не согрешившим вовсе.
«И представляется из слов учителя, благословенна память его, что у него вовсе не вызвал затруднения вопрос о злодее, которому хорошо, ибо это происходит из качества благости Святого, благословенно Имя Его. Но основное сомнение состоит в вопросе праведника, которому плохо; и вот здесь он объяснил, что само по себе существование мира заключено в “мир построен в благодеянии”, а те несчастья, которые происходят в мире, имеют источником самих людей, и праведник погибает по приговору, ибо смерть посылается за грех, а страдания за преступления. И это истина, учитывая то, что мы написали и на что дали намек выше, и блажен тот, кому известен истинный суд и праведный Судия» (Рамбан, Шаар а-гмуль).
По мнению Рамбама, также и страдания Иова пришли в результате справедливого суда, хотя на первый взгляд может показаться, что Иов ни в чем не согрешил.
«Есть среди учителей наших те, кто считает (таково мнение рабби Меира в барайте, которую мы привели выше), что хотя принципы эти действительно таковы, как мы их находим, и некоторые люди подпадают под их осуждение, но все же есть совершенные праведники, испытывающие страдания не в результате действия этих принципов, и есть совершенные злодеи, пребывающие спокойно и тихо в мире, и именно к этой категории относятся увещевания Иова, которого постигли страдания совершенно не за совершенный грех, как он думал, и как сказано о нем устами Сатана, который вообще не говорил о каком-либо его грехе, но лишь “разве безвозмездно боится Иов Бога? …”, и если скажем мы, что нашли какую-то вину Иова, или станем искать какой-то подвох в его делах, все равно вопрос Иова касается праведного, совершенного со всех сторон, которого постигли страдания, и он умер в них и имя его стерлось без всякой вины с его стороны, каким образом возможно такое в стезе Господа, и на такие слова нет ответа по мнению людей, но только с позиции Всеведущего Бога, благословен Он.
Так сказали про рабби Акиву (Бавли, Менахот 29б), что Всевышний показал его Моше Рабейну в пророческом видении, и Моше сказал: “Владыка мира! Ты показал мне Тору его, покажи же мне награду его. Увидел, что плоть его режут как в лавке мясника. Сказал: Владыка мира! Такова Тора и такова награда за нее?! Ответил ему Бог: молчи, ибо таков был замысел Мой”. В этом рассказе хотели мудрецы подчеркнуть, что смерть рабби Акивы в этих страданиях предназначена вовсе не для того, чтобы очистить его от немногих прегрешений, ибо он был праведником во все дни его, но что здесь есть тайна, и таков был замысел Господина замыслов, благословен Он, таково было Его желание и Его воля» — Шаар а-гмуль.
И так же относительно злодея, которому хорошо, объясняет Рамбан: «Ибо те злодеи, отвергающие Бога, говорящие: не Он это, не заслуживают благого воздаяния никогда вообще, ибо не сделали они ничего доброго с позиции Бога» (предисловие к книге Иова).
По мнению Рамбана, вопрос относительно праведника, которому плохо, продолжает быть актуальным и для того, кто полагает, что есть страдания без греха (и так было с рабби Акивой), ибо разве праведник не может получить свой стол в обоих мирах? И Иов, ведь он был «праведником, совершенным со всех сторон», и здесь мы видим расхождение с позицией Рамбама.
То же касается и вопроса о злодее, которому хорошо — речь идет о том, кто отрицает Самого Творца, — такому не полагается никакой награды даже за благое дело, здесь тоже несовпадение с позицией Рамбама.
С целью прояснить ответы на эти претензии и была написана книга Иова. Мы займемся этими темами в особой главе, где объясним аргументы Иова и ответы его друзей.
Но даже после всех ответов нет человека, который может досконально знать пути Творца, и следует лишь иметь твердую веру в справедливость Его суда и истинность праведности Благословенного.
«И если спросишь ты нас: ведь коли есть тайна в этом суде и нам следует верить в правдивость истинного Судии, благословен Он и превознесен, зачем же ты утруждаешь нас и указываешь нам изучать ответы, которые мы истолковали, и тайны, на которые намекнули, и недостаточно нам упования, о котором говорим мы в итоге, что нет перед Ним ни неправды, ни забвения, но что все дела Его справедливы!?» — эту претензию озвучивает Рамбан, указывая на ее ошибочность с нескольких сторон:
«Такова претензия глупцов, презирающих мудрость, ибо велика польза нам от изучения, о котором мы говорили, ибо мы умудряемся и познаем Бога из путей Его и деяний». Это первая причина: обязанность человека состоит в том, чтобы учиться и познавать пути управления Творца Своим творением. И как мы объяснили, говоря о первой из основ веры, в этом состоит цель обнаружения Себя Творцом Его творениям, чтобы они познавали волю Его из Его раскрытия в творении, таковы Его праведные и прямые пути управления. И в этом цель сотворения человека: «Разуметь и познавать Меня».
«И еще, чтобы мы делались верующими и уповающими в вере нашей в открытое и в тайное более прочих, ибо мы выучим тайное из явного, познаем праведность суда и справедливость закона, и в этом обязанность всякого сотворенного, который служит из любви и трепета, исследовать в своей мысли справедливость закона и праведность суда, насколько ему это возможно, и таковы пути мудрецов, которые мы разъяснили, чтобы мысль его успокоилась в этой теме и предстала ему истинность суда Творца в том, что постигает его, и познает он праведный суд в том, что скрыто от него». Таковавторая причина: через познание того, что доступно познать о путях Господа, удостоится человек совершенной веры и совершенного упования на праведное руководство Всевышнего, и выучит тайное из явного даже в тех вопросах, которые нет у него возможности постичь, поймет справедливость суда Творца. И все это через постижение и ясное понимание принципа необычайной благости Его и прямоты Его верного управления.
«И тем более, что слова о тайне, про которую мы упомянули, не оставят у человека никакого затруднения, и не найдет он достаточного ответа ни в коем случае, и если захочет положить конец своей мысли в этом, то имеет право, ибо это ответы, достаточные для всего управления творениями». Такова третья причина: знание тайны, открывшейся через Элиу, представляет собой ответ на вопрос о праведнике, которому плохо, и о злодее, которому хорошо, как будет разъяснено в дальнейшем.
«И про все это сказал Элиу: “Обращу взор свой вдаль и Создателю своему воздам праведность”, т.е. что обратит мысль свою к пределам возможности постижения, чтобы дать объяснение и оправдание божественного суда, и после всего этого воздаст праведность своему Создателю, благословен Он. Ибо тот смысл, который он обнаружит в своем постижении, послужит доказательством всего далекого и тайного, ибо праведен Бог и честны дела Его» — Рамбан, Шаар а-гмуль.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.