Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Шаббат, Помощь, Рассказы, Любовь к ближнему
Послушайте, мои прекрасные друзья, историю, которую я услышал от моего отца. Прошу вас, запомните ее и расскажите своим детям. Вы знаете, что это такое — рассказывать историю маленьким детям? Это всё равно что входить в Святая Святых, в чистейшую чистоту, в глубочайшую глубину.
Вы знаете, мои прекрасные друзья, у настоящей истории нет конца. Поэтому маленькие дети, когда вы рассказываете им сказку на ночь, они не дослушивают её до конца — и засыпают.
Так вот же история без конца. Отец рассказал мне, что слышал ее от одного большого рава. Тот недавно приехал из Южной Африки, где познакомился с пожилым человеком — наверное, лет 75 или 80, и была в нём такая теплота! Вы знаете, друзья, так много людей милых, добрых, святых… Но тёплых? Это такая редкость… А ведь первый признак жизни — это теплота.
Рав рассказал так:
— Я провел с этим евреем несколько недель, а потом мне надо было уезжать. В последний вечер я спросил его: «Мой дорогой друг, как это получилось, что ты — такой теплый человек?» Я знал, что он приехал в Южную Африку, когда ему было только семь лет, и он не получил никакого еврейского образования. «Так кто же научил тебя этой теплоте?» — спросил я его. И вот что он рассказал:
— Я родом из Польши, из маленькой деревеньки. Недалеко от нас жил большой рабби — святой учитель, Ребе из Александера. Это был один из величайших раввинов Польши. Мы должны были ехать в Южную Африку, потому что мой отец был так беден и в Польше не мог прокормить нашу семью. Его богатый дядя прислал ему билеты, чтобы мы могли приплыть в Южную Африку. Отец сказал мне: «Может быть, это последний шабат в твоей жизни — я не знаю. Давай проведем его со святым Ребе из Александера».
Мы приехали в Александер, и кто-то сказал Ребе, что один еврей скоро уезжает в Южную Африку, и он сейчас здесь, со своим семилетним сыном. Ребе сказал: «Как же он будет спать в синагоге на скамейке с маленьким мальчиком?! Пусть мальчик будет моим особенным гостем на шабат! Составим два стула, дадим ему подушку и одеяло. Пусть он спит в моей комнате». Неужели возможно такое? Я, маленький мальчик, буду личным гостем великого Ребе из Александера?..
Хочешь знать правду? Пока Машиах не придёт, не будет в мире такого шабата, каким был тот шабат у Ребе, — такого святого, такого возвышенного, так поднимающего душу прямо к Небесам.
Молитва закончилась, и трапеза закончилась. Меня проводили в комнату Ребе, составили два стула, дали подушку и одеяло и закрыли дверь. Я остался один в комнате Ребе.
Я не мог спать. Не мог спать. Мне было ясно, что больше никогда в моей жизни у меня не будет такой особенной ночи. Я чувствовал сердцем, что больше никогда не вдохну такой святости, и мне хотелось вдыхать этот воздух, чтобы сохранить его в себе до моего последнего часа.
Я думал о тех людях, которые приходили в эту комнату сломленными и печальными, а Ребе возвращал им их души. Сколько людей, потерявших веру в Бога, отчаявшихся, разуверившихся в своей семье, в самих себе, приходили сюда, и Ребе исправлял их души, исправлял их жизни. Я решил, что не буду спать всю ночь — и только вдыхать и вдыхать, — но случайно задремал.
Вдруг я услышал шаги. Ребе, святейший из святых, глубочайший из глубоких, добрейший из добрых, на цыпочках вошел в свою комнату. Я притворился спящим. Ребе положил руку на мое одеяло и тихо сказал себе: «Ой, вей! Да он наверняка мёрзнет!» И святой Ребе укрыл меня своим пальто…
Друг мой, поверь мне, то самое пальто Ребе согревает меня до сих пор! И если пальто Ребе греет меня в этом мире, представь себе, насколько сильнее оно согреет меня в Мире Грядущем!
* * *
Мои прекрасные друзья, это моё благословение вам, моя надежда и моя молитва: о моих детях, о ваших детях и о детях всего мира. Вы знаете, что каждому из нас нужно больше всего на свете? Нам нужно одно пальто, чтобы оно бесконечно согревало всех нас. Я знаю так много молодых людей, которые потерялись. Потому что когда они замерзали, никто, никто не пришел и не накрыл их своим пальто. Вот моя молитва за всех детей, чтобы Вс-вышний в Своей бесконечной милости послал каждому ребенку кого-то, кто укроет его своим пальто.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.