Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как у праведников есть много путей для очищения, так есть и у злодеев. Бывает, что со злодеем не расправляются немедленно, но ждут, чтобы дать ему награду за немногие добрые дела, которые он совершил.

Книга, посвященная теме надзора

Эта книга полностью посвящена той самой основе веры, которую мы сейчас разбираем: «Ибо это притча, призванная изложить взгляды людей на божественный надзор» — Морэ Нэвухим (3:22). Важность этой книги подчеркнули наши учителя: «Это притча, в которой содержатся грандиозные загадки и тайны мироздания. И в ней прояснены величайшие сомнения и открыты истины, выше которых нет» (там же).

«Известно, что так как эта тема — одна из краеугольных камней в Торе, и при первом рассмотрении она вызывает огромную сложность в разумении, нам дана книга, целиком особо посвященная этому вопросу — книга Иова. Один из наших мудрецов сказал, что написал его Учитель наш Моше, и Всевышний поведал ему об этом человеке (Иове) и его друзьях, так же, как Он рассказал ему историю книги Брешит и повелел записать ее, ибо она является корнем веры и основой Торы» (Рамбан, предисловие к комментарию книги Иова).

«По теме надзора дана нам важная и великая книга, это книга Иова, которую мудрецы наши относили к авторству Моше Рабейну, говоря: “Моше Рабейну написал свою книгу и книгу Иова”» (Рабейну Бехайе, Кад а-Кемах, надзор).

Мы уже объяснили, что сомнения в вопросах надзора являются корнем вероотступнических идей: «Философы говорили про благословенного Бога, о Его знании о том, что вне Его, весьма недостойные вещи и споткнулись настолько, что уже не восстанут ни они, не следующие за ними в этом воззрении. Я сообщу тебе позже те сомнения и ошибки, которые вынудили их говорить неправду в этом деле» (Морэ Нэвухим 3:12).

Рамбам объясняет причину, приведшую их к этому воззрению:

«По большей части, тем, что привело их к такому мнению — во-первых, то, что, на первый взгляд, видится отсутствия порядка в судьбах людей, то, что жизнь некоторых праведников неустроенная и болезненная, а некоторые злодеи живут хорошо и приятно» (там).

Также говорит и Рамбан: «И есть вещь, заставляющая скорбеть сердце и страдать мысль, и от нее одной потянулись многие во всех поколениях к полному вероотступничеству. И это то, что в мире усматривается несправедливый суд, праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо. Ибо говорят: почему успешна стезя такого-то?! А такой-то и такой-то, которых мы знали как праведников, погибли!? Таков корень бунта против Бога во всяком народе и языке» (там)

Слова Рамбама и Рамбана

Мы привели слова наших учителей, которые объясняют, что темой этой книги является разбор воззрений на тему надзора. Рамбан особо подчеркивает трудность, с которой работает эта книга, а также определяет позицию Рамбама в этом вопросе, приведем его слова:

Праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо

«Так же учили мы и в Брешит Раба (гл. 33, 1): “Рабби Акива говорит: И тех, и других, судит Он строго, опускаясь вглубь до бездны. Вдается в мельчайшие детали с праведными и взыскивает с них за те немногие злые дела, которые они совершили в этом мире, чтобы дать им покой в будущем мире, дает мир злодеям в награду за те немногие заповеди, которые они исполнили в этом мире, чтобы взыскать с них в будущем веке”…»

«Как у праведников есть много путей для очищения, так есть и у злодеев. Бывает, что со злодеем не расправляются немедленно, но ждут, чтобы дать ему награду за немногие добрые дела, которые он совершил, как мы говорили уже об этом. Бывает, что дают ему жизнь в мире и покое в заслугу дел отцов его, как об этом сказано: “Дети внуков твоих сядут на троне Израиля” (Млахим II 10). Бывает, что долготерпят ему, доколе не принесет совершенное покаяние, как было с царем Менаше. И есть гаоны, которые говорили, что Святой, благословен Он, дает покой злодеям, чтобы испытать этим людей греха и лукавства, которые затвердевают в своем злодействе и говорят: “Вот эти злодеи, но они пребывают в мире и преуспевают”, “Зря служить Богу, и в чем выгода блюсти завет Его” (Теилим 73). Но благословен знающий Истину» (Шаар а-гмуль).

Если так, то беды, которые постигают праведника за немногие грехи, совершенные им, и благодеяния по отношению к злодею, исполнившему немного заповедей, не должны пробуждать сомнений в вере.

То же касается и страданий народа Израиля

«Согласно этому принципу, большая часть народа Израиля испытывает беды и страдания в этом мире, более других народов. Почему так? Потому что любой народ обязательно совершает иногда праведные и благодетельные поступки, и Израиль обязательно совершает иногда грехи. Но народы, поклоняющиеся идолам, спускаются за свой грех идолопоклонства в ад и погибель, удел же Израиля — жизнь, ибо они прилепляются к Творцу всего сущего, благословен Он. Потому и суд строг ко всему Израилю, чтобы рассчитаться с ними за грязь грехов их в этом мире, а качество добра распростерто над народами, чтобы заплатить им их награду в этом мире за достойные поступки и праведные дела, которые они совершают, и об этом сказано: “Лишь вас знаю Я из всех родов земли, потому и взыскиваю с Вас за все грехи ваши”» (там же).

И так свидетельствует пророк: «О чем сказано: “Я истязал их и укрепил мощь их, а они мыслят обо Мне зло”.(Ошеа 7:15)? Сказал Святой, благословен Он: Я буду предавать их истязаниям в этом мире, чтобы укрепить мощь их в будущем мире, а они мыслят обо мне зло» (Бавли, Авода Зара 4а).

Коли так, почему же многие смущаются в этих вопросах

«Если же спросишь ты и скажешь: вот, раскрыли нам мудрецы эти пути, которые они получили по преданию и которые выучили из стихов Торы и пророков. Но если так, почему же пророки вопиют об этих вопросах, чему удивился пророк Йирмеягу, говоря про злодеев (гл. 12): “Праведен ты, Господь, когда буду спорить с тобой, но говорю с тобой о справедливости: почему стезя злодеев успешна?”, и Давид сказал (Теилим 73): “Лишь впустую очистил я сердце свое, и омыл чисто ладони свои…”, и вопросил пророк Йешаягу (гл. 63) о праведниках: “Почему уводишь Ты нас от путей Своих, Господи, скрепляешь сердце наше от страха перед Тобой”, и говорил Хавакук про тех и других: “Ибо злодей окружает праведника, потому и суд несправедлив”, а Иов и друзья его спорили про эти вопросы так много, да и сами мудрецы наши высказались (Авот гл. 4, мишна 15): “Нет у нас ни покоя злодеев, ни страданий праведников”». Такой вопрос ставит там Рамбан.

Отвечая на него, он начинает с рассмотрения спора амораев, бывают ли страдания без предваряющего их греха.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…