Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Шабат, Зажигание свечей, Карлибах
Эту историю я хочу рассказать всем вам, но особенно — сестрам и матерям. Она произошла лет сто пятьдесят назад в городке украинского Полесья под названием Виледник.
В наше время много пар расстается, много семей разрушается, много домов повержены в хаос. В те времена муж и жена, если уж поженились, то оставались вместе миллион лет! Но однажды Виледникер, Ребе Исроэль Виледник, ученик Ребе из Чернобыля, услышал, что жена одного из его учеников ушла от мужа и переехала обратно к родителям. Можете себе такое представить?
Через несколько дней Ребе Виледник позвал женщину к себе:
— Знаешь, твой муж всю ночь провел в синагоге: читал Псалмы и молился Б-гу, чтобы Он вселил в твоё сердце желание вернуться. Твой муж так сильно любит тебя… Почему ты ушла от него?
Женщина отвечает:
— Ох, Ребе, разве я потому ушла от мужа, что не люблю его? Я очень люблю его, но что же мне делать, если у нас нет детей? Я больше не могу выносить эту пустоту в доме. Каждый день для меня — как день разрушения Храма! Дом, в котором не смеются и не бегают дети, — всё равно что разрушенный Храм. Ребе, если вы хотите, чтобы я вернулась туда — благословите меня, чтобы у нас были дети!
Она была умной женщиной, поэтому добавила:
— И если уж вы даете мне благословение, то благословите меня, чтобы мои дети были как вы, Ребе!
Ребе Виледник улыбнулся и сказал:
— Я обещаю тебе, что твои дети будут, как я, — но ты обещай мне, что ты будешь для них такой матерью, какой была моя мать, пусть память ее будет благословенна. Я расскажу тебе про свою мать две истории.
Первая история случилась, когда я был совсем ребенком. Мой отец умер очень рано, и мама растила нас с младшим братом одна. Однажды утром мама проснулась настолько больной, что не могла встать с кровати. Она позвала меня:
— Исроликл, сыночек, милый мой, принеси мне, пожалуйста, молитвенник — я помолюсь Б-гу, чтобы Он вылечил меня…
Я принес молитвенник, и мама, держа его в руках, сказала:
— Б-же на Небесах, Господин Мира! Посмотри на меня — я так больна! Я так больна, что даже не могу молиться… Но Б-же, Ты знаешь, что я должна выздороветь. Если я не буду здорова — кто позаботится о моих мальчиках? Вс-вышний, прошу Тебя, ради моих двух детей, дай мне сил!
Реб Исроэль сказал этой женщине:
— И ты знаешь, что случилось потом? Я видел это своими глазами: мама встала с кровати — она выздоровела! А вот вторая история.
Моя мать была святой женщиной, благословенна ее память, и ты можешь себе представить, как много и горячо она молилась. Но в пятницу вечером, зажигая свечи, её молитва была такой, что даже Первосвященник в Святая Святых Храма уступал ей в благочестии!
Однажды мама так много плакала над зажженными в честь шабата свечами, что слезы, стекая по ее прекрасным щекам, капали прямо на пламя свечей. Закончив молиться, мама открыла глаза и увидела, что свечи погасли, а дом погрузился в темноту. Она ужаснулась — и продолжила свой разговор с Б-гом:
— Господин Мира, я не могу жить без света Шабата! Прошу тебя, Вс-вышний, что на Небесах, зажги Ты мои свечи!
И прямо с Небес протянулась невидимая рука и зажгла мамины свечи, зажгла в нашем доме свет Шабата.
Вы знаете, мои добрые друзья, эта история так глубока для моего сердца — и я уверен, что и для ваших сердец тоже.
Послушайте, дорогие мои матери и сестры. Сколько священных жизней было уничтожено, сколько свечей задули ветры. Мы видели, как были погашены шесть миллионов свечей. Так много евреев по всему миру, чей свет больше не светит. Я прошу вас, умоляю, ради себя и ради вас, сестры и матери, я прошу вас спустить в наш мир Руку с Небес, которая снова зажжет субботние свечи наших бабушек!
Каждая из вас может сделать это однажды, мои святые сестры. Гут шабес, гут шабес! Я благословляю вас, чтобы свет ваших детей светил — светил всегда, навечно, и никогда не гас.
Гут шабес, гут пурим! Никогда не сдавайтесь. Продолжайте смеяться. Продолжайте надеяться. Продолжайте клясться вашим детям, что они — самые лучшие в мире, и у них всё получится. Потому что Б-г поклялся нам на горе Синай, что у нас получится дождаться прихода Машиаха. Пусть всегда будет радость, и смех, и любовь. Гут шабес!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.