Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Золотой телец, Моше, Дарование Торы, Устная Тора, Скрижали Завета, Синай, Мудрецы Мишны, Исход из Египта, Раби Элиезер
Сказал раби Шимон бар Йохай: когда Бог открылся Моше из куста и послал его в Египет, Моше попросил: «Владыка мира! Поклянись мне, что Ты сделаешь всё, о чем я попрошу! Чтобы не вышло, что я скажу фараону о чем-нибудь, а Ты этого не исполнишь, и он меня убьет!» И Бог поклялся, что выполнит всё, о чем попросит Моше, кроме двух просьб: о том, чтобы войти (ему самому) в Землю Израиля, и о дне его смерти. Откуда известно, что Бог поклялся Моше? Сказано: «Я клянусь Собой, сказал Бог» [1] (из клятвы Бога Аврааму мудрецы учат, что Бог поклялся также Моше).
Через 40 дней после получения заповедей на горе Синай евреи забыли Бога. Они обратились к Аарону: «Египтяне носили своих идолов, пели перед ними и видели их перед собой. Сделай нам идола, как у египтян, чтобы он был у нас перед глазами», как сказано: «Встань и сделай нам божество, которое будет идти впереди нас» [2] . Кроме Аарона, евреи обратились и к другому близкому Моше человеку — к Хуру, племяннику Моше. Откуда известно, что Хур был его племянником? Сказано: «И взял Калев себе в жены Эфрат (другое имя Мирьям), и она родила ему Хура» [3] . Почему Мирьям была названа Эфрат? Потому, что она была из величайших людей поколения и из семьи царя. А предводители в еврейском народе назывались эфратянами, как сказано: «Йеровам, сын Невата, эфратянин» [4] и «Давид, сын Ишая, эфратянин» [5] . Разве царь Давид был из Эфрата? Но поскольку он стал царем и был одним из величайших людей поколения, он был назван эфратянином. Поскольку Хур был из колена Йеуды и одним из мудрецов поколения, он стал строго выговаривать обратившимся к нему за то, что они собирались сделать. Тогда бывшие среди них нечестивцы ополчились против Хура и убили его.
Аарон, увидев, что Хур погиб, построил жертвенник во имя Бога, как сказано: «И увидел Аарон, и построил жертвенник» [6] . Аарон размышлял так: «Если я поручу им принести золото и серебро, они тут же принесут. Лучше я попрошу, чтобы принесли мне драгоценности своих жен, сыновей и дочерей, и тогда вся их затея отменится», как сказано: «И сказал им Аарон: “Выньте золотые серьги из ушей ваших жен”» [7] . Когда женщины услышали об этом, они отказались дать свои украшения мужьям, сказав: «Не станем мы слушать вас и не отдадим драгоценности для идола тельца, у которого нет никакой силы». За это Всевышний дал женщинам награду в этом мире — Рош Ходеш для них больший праздник, чем для мужчин (они воздерживаются в этот день от некоторых видов работ). И еще Он дал им награду в будущем мире — они обновятся, как новый месяц, как сказано: «Насыщает тебя благом, и обновится, подобно орлу, юность твоя» [8] . Когда мужчины увидели, что жены не согласны отдать свои украшения, они сняли с себя серьги, которые носили по обычаю египтян и ишмаэль-тян, и отдали их Аарону, как сказано: «И вынул весь народ серьги из ушей своих» [9] . Не сказано «из ушей своих жен», а сказано «из ушей своих». Среди украшений Аарон нашел золотой головной убор, на котором было написано имя Бога и изображен телец (телец — один из элементов меркавы, видимого пророками образа системы управления миром). Он бросил в огонь один этот головной убор, как сказано: «И отдали мне… и бросил я его в огонь, и получился телец» [10] . Из огня вышел телец и замычал.
Сказал раби Йеуда: Самаэль (ангел смерти) вошел в тельца и мычал оттуда, чтобы ввести евреев в заблуждение. Сказано: «Знает бык своего Владельца (намек на Творца мира). а народ Израиля не знал» [11] . Евреи увидели тельца и стали целовать его, поклоняться ему и приносить ему жертвы. Бог сказал Моше: «Моше, народ Израиля забыл Мою силу
и мощь, которые Я проявил в Египте и у Красного моря; и сделал себе идола», как сказано: «Иди, спустись, ведь развратился народ твой, сделали себе тельца» [12] , то есть «Иди, спустись со своего величия». Моше сказал: «Владыка мира! Пока они не согрешили, Ты называл их Своим народом, как сказано: “И вывел Я Свои воинства, народ Мой” [13] , — а теперь, когда они согрешили перед Тобой, ты говоришь мне: “Иди, спустись, ведь развратился народ твой”. А ведь они — “Твой народ и удел!” [14] ». Моше взял скрижали Завета и стал спускаться с горы. А написанные на скрижалях святые слова несли сами себя и Моше. Но когда Моше увидел барабаны и пляски вокруг тельца, слова улетучились со скрижалей, а сами скрижали отяжелели в его руках. Моше не в силах был их удержать, бросил, и они разбились, как сказано: «И разбил их под горой» [15] . Моше сказал Аарону: «Что ты сделал этому народу?!» Аарон ответил: «Я увидел, что они сделали с Хуром, и очень испугался».
Сказал раби Йеуда а-Наси: предводители колен не участвовали в поклонении тельцу, как сказано: «А на избранников сынов Израиля не простер руки своей» [16] . «Избранники» — это предводители. Поэтому они удостоились видеть Шхину, как сказано: «И увидели они Бога Израиля» [17] .
Сказал раби Йеуда: колено Леви также не участвовало в поклонении тельцу, как сказано: «И встал Моше у входа в стан, и сказал: “Кто предан Богу — ко мне!”, — и собрались вокруг него все сыновья Леви» [18] . Моше увидел, что колено Леви не участвовало в поклонении тельцу, и это придало ему сил. Он взял тельца, сжег его в огне, и растер в прах, и бросил этот прах в воду, и поил им евреев, как сказано: «И взял он тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и растер его прах, и рассеял прах по воде, и заставил сынов Израиля выпить эту воду» [19] . Губы тех, кто от всего сердца целовал тельца, становились золотыми, и люди из колена Леви убивали их. В тот день погибло 3000 человек.
Бог послал пять ангелов, чтобы уничтожить весь еврейский народ, вот их имена: Кецеф, Аф, Хема, Машхит и Харон (эти слова означают виды проявления гнева). Когда Моше услышал об этом, он воззвал к душам Авраама, Ицхака и Яакова: «Вы, удостоившиеся будущего мира, явитесь мне в этот час, ведь ваши потомки отданы, как скот на бойню!» Явились ему души праотцев. Моше сказал Богу: «Владыка мира! Разве Ты не поклялся этим праведникам, что умножишь их потомство, как звезды на небесах?!», как сказано: «Вспомни Аврааму, Ицхаку и Исраэлю» [20] . В заслугу трех праотцев три ангела уничтожения — Кецеф, Аф и Хема — отступили, и остались двое. Сказал Моше: «Владыка мира! Ради клятвы, которую Ты дал им, останови уничтожение Израиля!», как сказано: «. которым Ты поклялся именем Своим» [21] . И ангел Машхит («уничтожение») остановился, как сказано: «А Он, милосердный, искупит грех и не уничтожит (яшхит)» [22] .
И еще говорил Моше: «Ради клятвы, которую Ты дал мне, отведи гнев (харон) от Израиля», как сказано: «Отступись от гнева (харон) Твоего» [23] . Моше выкопал в земле яму на территории колена Гада и посадил туда ангела гнева по имени Харон, как сажают человека в темницу. Каждый раз, когда евреи грешили, Харон поднимался и раскрывал свою пасть, чтобы уничтожать их. Моше произносил имя Бога и возвращал его в землю. Когда Моше умер, Бог сделал ему могилу там, где содержится этот ангел. Каждый раз, когда евреи грешат и ангел открывает пасть, чтобы уничтожить евреев, он видит перед собой могилу Моше, начинает бояться и возвращается назад (то есть грехи пробуждают обвинителя против евреев, но заслуги Моше защищают народ и после его смерти), как сказано: «И похоронили его в долине… напротив Бейт-Пеора» [24] .
[1] Берешит 22:16.
[2] Шемот 32:1.
[3] Диврей а-Ямим I 2:19.
[4] Мелахим I 11:26.
[5] Шмуэль I 17:12.
[6] Шемот 32:5.
[7] Шемот 32:2.
[8] Теилим 103:5.
[9] Шемот 32:3.
[10] Шемот 32:24.
[11] Йешаяу 1:3.
[12] Шемот 32:7.
[13] Шемот 7:4.
[14] Дварим 9:29.
[15] Шемот 32:19.
[16] Шемот 24:11.
[17] Шемот 24:10.
[18] Шемот 32:26.
[19] Шемот 32:20.
[20] Шемот 32:13.
[21] Шемот 32:13.
[22] Теилим 78:38.
[23] Шемот 32:12.
[24] Дварим 34:6.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.