Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре избавления, в честь которых мы пьем четыре бокала на седере. Клятва Б-га еврейскому народу.

«Поэтому (лахен) скажи сынам Израиля: Я Б-г, и выведу…и спасу… и избавлю… и возьму…».

Написано в Мидраше[1] [2]: Слово «поэтому» — лахэн — означает клятву, как сказано: «Поэтому (лахэн) поклялся Я дому Эли (то есть, про его детей, потомков — прим.)»[3]. Всевышний поклялся сынам Израиля, что избавит их из египетского рабства «и выведу, и спасу, и избавлю». «И возьму вас…» — здесь говорится о четырех избавлениях: «и выведу, и спасу, и избавлю, и возьму». В знак этого мудрецы установили пить четыре бокала в Пасхальный седер, чтобы исполнить сказанное: «Вознесу бокал избавлений и воззову к Б-гу»[4].

Чтобы понять, почему здесь нужна была клятва, разберем сначала эти четыре вида избавления, в соответствии с которыми мудрецы, да будет благословенна память о них, установили пить четыре бокала. Причина этого в том, что названия вещей делятся на общие (которые обозначают как сам предмет, так и все части, которые его составляют) и конкретные названия каждой части. Например, понятие «дом» — включает в себя все здание целиком, а также части, из которых он состоит. Их названия определяют именно эту часть — «стена» (дома), «крыша» (дома), «окно» (дома), и т.д. Пока вещь не завершена полностью, для нее используют конкретные названия ее составляющих. Но если предмет назван только одним именем, это означает, что он полностью завершен, и может уже называться общим понятием.

Притча.

Один человек заболел, и его болезнь породила дополнительные симптомы, такие как головная боль, отвращение к еде и бессонница. Когда он обращается в врачу, то тот, если видит, что может сразу начать лечение, не обсуждает с ним каждый симптом,, а говорит: «Не беспокойся. Скоро ты выздоровеешь!» Но если врач видит, что не может начать лечить его сразу, а должен подождать, пока лечение даст какой-то результат, (например, в определенный месяц года), то он станет сначала заботиться о снятии побочных эффектов (вероятно, говорится о лечении травами, когда необходимо учитывать время года — прим.). Ведь если он отошлет больного, сказав ему: «Вернись ко мне в такое-то время», то больной все время будет тревожиться и опасаться смерти. Поэтому в этом случае врач говорит: «Не беспокойся! Я дам тебе лекарство от головной боли, и позабочусь о том, чтобы вернуть тебе аппетит, и наладить твой сон». Врач будет лечить побочные эффекты, так как пока не может заняться лечением самой болезни. Но больной все равно будет тревожиться, — ведь врач говорит об излечении побочных эффектов, а не о полном выздоровлении, а значит, не надеется его полностью излечить. Поэтому врач должен в самом начале успокоить больного, говоря: «Я клянусь тебе, что когда придет нужное время, ты полностью вылечишься! А пока я облегчу тебе остальное».

Смысл этой притчи в том, что в вышеприведенном стихе избавление названо разными именами — их четыре, чтобы показать, что речь идет не о полном, конечном избавлении, а о частных избавлениях, и чтобы не подумали евреи, что нет больше надежды на истинное спасение. По этой причине сначала Всевышний сказал: «Поэтому скажи сынам Израиля: Я Б-г...» — сначала Он поклялся, что в будущем их ждет полное, конечное избавление, а теперь это временное спасение от страданий египетского изгнания. Мудрецы постановили нам пить в Пасхальный седер четыре бокала в память о четырех частных видах избавления из Египта. При этом мудрецы постановили возносить хвалу Творцу и благодарить его за эти прошлые спасения, а также просить на будущее, как говорится в благословении: «… который спас нас… так приведет нас. радоваться отстроенному городу (Иерусалиму).». В этом значение стиха: «Вознесу бокал избавлений и воззову к Б-гу» — из-за того, что у нас есть четыре бокала, чтобы помнить четыре прошлых частных избавления, я знаю, что и далее нас ждет окончательное избавление. «.и воззову к Б-гу» — и я прошу Б-га, чтобы это конечное избавление пришло как можно быстрее.

К тому, что сказано в Мидраше, что Всевышний поклялся еврейскому народу, что избавит его, добавляется разъяснение постановлению мудрецов соединить молитву об избавлении («гааль Исраэль», конец благословения молитвы «Шма Исраэль») и молитву (Амида — 18 благословений)[5] — как сказано: «Да будут угодны слова уст моих и помыслы сердца моего пред тобой, Б-г, опора моя и избавление мое»[6], и рядом: «Ответит тебе Б-г в день беды»[7]. И возможно, что то, что сказано[8], что в шабат нет необходимости соединить избавление и молитву, так как мы учим из стиха: «Ответит тебе Б-г в день беды», а шабат это не день беды.

Притча.

Один человек должен был ехать в другую страну, и искал кого-то, кто знает язык той страны, чтобы служил ему переводчиком. Он нашел нужного человека — это был единственный сын бедной вдовы. Торговец стал упрашивать вдову отпустить сына с ним, но она не хотела его отпускать, пока тот не пообещал, что если не вернет ей сына, отдаст ей все свое имущество. Они отправились в путь, и торговец не сводил с того парня глаз и берег его на пути — помогал ему, когда они поднимались в гору, и когда спускались в долину, и почти нес его на руках. Парень решил, что его спутник так бережет его из большой любви. Когда они остановились на ночлег, торговец велел подать ему любимые им яства, а спутнику его выдать хлеб и воду. Парень был удивлен, что его кормят как простолюдина, и торговец, который так его любит, не велел накормить его хорошей едой. Он не выдержал и спросил: «Почему ты так бережно относился ко мне всю дорогу, и только теперь, на постоялом дворе, ты даешь мне такую простую пищу?» Торговец ответил ему: «Ты должен был понять, что я берег тебя всю дорогу не из любви, а из-за того, что пообещал твоей матери. Поэтому всюду, где тебе могла угрожать опасность, я берег тебя, чтобы вернуть домой в целости и сохранности. Но здесь тебе достаточно и хлеба с водой, чтобы жить».

Смысл этой притчи понятен. Все, что мы просим в молитве в будние дни — жизнь, пропитание, спасение от бед, следует просить в соединении с просьбой об избавлении, так как если нет живых евреев, то кого избавлять? Но в шабат мы просим о духовных радостях, а избавление от них не зависит — оно придет даже в их отсутствие, да будет на то воля Б-га. На это и намекнули мудрецы, сказав: «Да будут угодны слова уст моих и помыслы сердца моего пред тобой, Б-г, опора моя и избавление мое», и рядом: «Ответит тебе Б-г в день беды». Но в день, когда просят о духовных радостях, нет оснований присоединять просьбу об избавлении и молитвы о самых необходимых нуждах.


[1] Шмот 6:6-7

[2] Мидраш Шмот Раба 6:4

[3] Шмуэль I 3:14

[4] Теилим 116:13

[5] Брахот 9

[6] Теилим 19:15

[7] Теилим 20:1-2

[8] Шульхан Арух, Орах Хаим 111, 1

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…