Эта глава читается в неделю, на которую приходится Ханука.
Конфликт в семье Яакова, начавшийся между Йосефом и братьями, продолжается и во время ханукальных событий, которые начались именно с гражданской войны и не закончились и до нашего времени.
Один из самых важных аспектов этого конфликта — отношение к галуту.
Братья считают, что галут нужно переждать, отделившись и как можно меньше соприкасаясь с аборигенами.
Йосеф получил от Яакова знания, выученные им в ешиве Шема и Эвера, как быть праведным в поколении Потопа, то есть противостоять разврату, и также в поколении Вавилонской башни, то есть не идти к «великим целям» создания себе имени.
Позиция Йосефа по поводу галута противоположна позиции братьев: насколько можно активно влиять на ситуацию. Йосеф хочет ассимилировать Египет.
Опасность обоих подходов достаточно очевидна.
Мидраш в таких образах описывает ситуацию.
Братья — Йосефу: «Твои потомки поставят идолов в Израиле».
Йосеф — братьям: «Ваши потомки будут бегать и поклоняться тем идолам, которых поставят мои потомки».
Ханука (חנוכה) имеет один корень со словом (חינוך) хинух (образование)
Как дать детям (и себе) еврейское образование?
С правильным мировоззрением, мироощущением и приоритетом ценностей?
И при этом сделать прививку против негативных влияний, чтобы и наши дети, как и мы, могли бы им противостоять?
Как известно, Ханука началась с гражданской войны.
Ханукальная вставка в молитве говорит о том, что Творец предал «тмеим бе-яд теhорим» — «духовно-нечистых в руки духовно-очищенных».
Но טמאים тмеим (от טומאה тум'а — «духовная нечистота») могут быть только евреи.
Самая гражданская война — это война внутри нас.
И ассимиляция — процесс, также идущий постоянно и внутри нас.
Когда мы даже незаметно для нас впускаем внутрь Их взгляды, Их систему ценностей, мы ассимилируемся.
Когда мы меняем себя под влиянием Творца и Его Торы, мы способны ассимилировать Их.
Но ещё глубже и труднее найти правильный баланс между личным подходом и принадлежностью даже к правильной группе.
И здесь есть опасность ассимиляции в «религию».
Живое общение с Творцом — это не «я Тебе молитву три раза в день, а Ты мне за это достаток».
Это не «я беру хумрот (устрожения), потому что так делают вокруг» — беру и ненавижу.
Или я молюсь с такой скоростью, что у меня нет времени сконцентрироваться на том, что я говорю, и как это относится ко мне лично. Потому что так молятся все вокруг меня.
Я слишком горд, чтобы молиться или читать Теилим (псалмы) на понятном мне языке, хотя я не понимаю и половины того, что я читаю.
В результате наши внутренние дети, которым мы должны дать духовные знания, вообще остаются за бортом.
«Не делайте из иудаизма религию», — говорил рав М. Вайнберг.
Наш личный вклад в Тору (но именно в Тору) уникален и безумно ценен.
Также как ценно умение быть и чувствовать себя частью еврейского общества, соблюдающего Тору, получая то самое вкусное, чем оно нас способно накормить, и получая тот свет, которое оно излучает.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.