Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца сбылись.

«И послал Яаков впереди себя вестников к брату своему Эйсаву: у Лавана жил я и задержался доныне, и стали у меня быки, и ослы. и вот посылаю я сообщить господину моему, чтобы найти милость в глазах твоих»[1].

Многие комментаторы обратили внимание на фразу, включенную в послание Эйсаву: «У Лавана жил я», и разъясняли, для чего Яаков это сделал. И дальше он говорит: «И стали (eauhu) быки.». Эта фраза вообще непонятна. В Торе подобным образом говорится только о чем-то новом, что появилось в мире, как например, «И стал (eauhu) свет»[2], или о каком-то новом событии. Но о новом приобретении так не говорится, и Яакову следовало бы сказать: «И у меня есть быки…». Мне кажется, что для понимания этого следует сначала задать важный вопрос: почему Яаков думал, что обретет милость в глазах Эйсава, рассказав ему о своем большом богатстве?! Ведь это, наоборот, должно было привести к зависти со стороны Эйсава, ведь это богатство доказывало, что благословения Ицхака, которые Яаков забрал у Эйсава, выполняются. Следует вспомнить то, что уже говорилось ранее о двух видах провидения Б-га в мире: естественный путь и чудесный. Мы уже доказывали, что когда Яаков был вынужден бежать от Эйсава в другую страну, Ицхак дал ему благословение Авраама, то есть, благословил его, чтобы Б-г вел его путем, которым вел Авраама до его благословения — чудесным путем. И теперь можно понять при помощи притчи.

Притча.

Если бедный человек отправится за заработком в другую страну, и за несколько лет ему удастся заработать и скопить большое богатство, то мы скажем, что он нажил его естественным путем. Но если он вернется домой богатым за короткое время, то мы будем считать, что Всевышний сделал ему чудо — ему подвернулась драгоценная находка, и т.д. А еще может произойти так, что человек уехал, несколько лет пытался заработать денег, но у него ничего не получилось. Он уже собрался вернуться домой ни с чем, но вдруг в последний момент Всевышний послал ему огромное богатство. Когда этот человек вернется домой, люди, не зная обстоятельств, решат, что он разбогател естественным путем — трудился или торговал и скопил за эти годы большую сумму. Этот человек обязан рассказать людям, что произошло на самом деле, и как он в действительности разбогател, чтобы люди не захотели последовать его примеру и ехать в дальние страны, думая, что обязательно разбогатеют, а знали, что этого может не случиться, и чтобы не надеялись на чудо.

Смысл этой притчи в том, что Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца («…от росы небесной…»181) сбылись с Яаковом. Ведь на самом деле богатство Яакова пришло к нему чудесным образом, как мы уже объясняли выше, и Яакову было важно уведомить Эйсава, что все, что он приобрел, не было приобретено естественным образом, благодаря благословению Ицхака, а только чудом. Ведь все время, пока он жил в доме Лавана, он ничего не заработал, и не было бы у него ничего «…если бы не Б-г Авраама… то сейчас отправился бы я пустым…»[3][4]. Значит, все богатство Яаков приобрел чудом, а потому у Эйсава нет повода его ненавидеть из-за полученных благословений. И это и говорит Яаков: «Так скажите господину моему Эйсаву, так сказал раб твой… с Лаваном жил я, и задержался до сих пор»[5] — задержался зря. Но: «…и стали у меня быки и ослы» — а только теперь я чудесным образом разбогател. Как мы уже писали выше: «…мучение мое… и рассудил вчера». Все мое богатство не от благословений, а благодаря чуду, поэтому: «…и послал я сказать моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах»[6].


 

[1] Берешит 32:4-6

[2] Берешит 1:3

[3] Берешит 27:28

[4] Берешит 31:42

[5] Берешит 32:5

[6] Берешит 32:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.