Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притчи на главу Толдот, в которой Яаков хитростью получает благословения своего отца Ицхака

«Поэтому назвался Яаков…»[1].

Следует разъяснить эти слова Эйсава: Разве Яаков сам дал себе имя? Ведь так назвал его Ицхак, его отец. В таком случае Эйсав должен был сказать Ицхаку: «Поэтому назвал ты его Яаков». Можно разъяснить это с помощью притчи.

Притча.

У одного бедняка, сына праведных людей, были родственники в далеком городе. Главы его общины дали ему впечатляющее рекомендательное письмо к ним, в котором свидетельствовали, что этот человек, Йосеф сын Шимона, является их родственником, и проживал в этом городе. Он отправился в путь к этим родственникам, и к нему присоединился по дороге еще один бедняк. Ночью этот другой бедняк украл у Йосефа рекомендательное письмо и поспешил добраться первым до его родственников, прежде, чем до них доберется сам Йосеф. Родственники дали этому человеку большую сумму, так как не подозревали, кто он на самом деле. Когда Йосеф добрался до места проживания своих родственников, встретил того бедняка, который возвращался от них с деньгами, понял, что наделал этот обманщик, схватил его и повел в еврейский суд. Вор обратился к нему: «Что ты от меня хочешь? Вот, я верну тебе рекомендательное письмо, и отправляйся к своим родственникам». Заплакал Йосеф и сказал: «Негодяй! Если бы ты представился моим родственникам своим именем — Тодрос, как назвал тебя отец, то я смог бы явится к ним и сказать, что я Йосеф сын Шимона, брата их отца. А теперь, когда ты назвался моим именем и взял у них полагающиеся мне деньги, как я могу к ним пойти?!»

Это и хотел сказать Эйсав, что Яаков получил благословения обманным путем, сказав Ицхаку: «Я Эйсав, твой первенец»[2]. Когда Эйсав услышал об этом, издал вопль и сказал Ицхаку: «Поэтому назвался Яаков…» — если бы Яаков назвался своим именем, ты не дал бы ему благословения, которые приготовил для меня! Но из-за того, что он обманул тебя и назвался Эйсавом, ты отдал ему мои благословения. Поэтому Эйсав и сказал: «Разве назвался Яаков» — поэтому Яаков не назвался своим именем и обошел (яаквени) его уже два раза! И вот еще одна притча, которая иллюстрирует, почему кричал Эйсав.

Притча.

Один человек украл у другого дорогую вещь и спрятал в своем шатре. Ночью к нему прокрались воры и украли ее. Он ходил, плакал, стенал и кричал, что у него украли дорогую вещь. Когда его спрашивали, что это было, и просили описать признаки, по которым эту вещь можно было бы узнать, он не отвечал, а только продолжал кричать и плакать.

Так и Эйсав, он стеснялся признаться отцу, что сильно желал благ этого мира, ведь приходя к нему, он прикидывался святым человеком. А теперь ему неудобно было кричать о том, что утратил благословения на материальные блага. Поэтому попросил отца общей фразой:

«Благослови и меня, отец»[3], не сказав, чем именно благословить. И отец ответил: «Пришел брат твой, и хитростью забрал твои благословения»[4].


[1] Берешит 27:36

[2] Берешит 27:19

[3] Берешит 27:34

[4] Берешит 27:35

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…