Из цикла «Врата раскаяния», темы: Запрет, Рабейну Йона, Раскаяние, Грех, Идолопоклонство, Убийство, Смерть, Разврат
136. Тяжесть преступлений, которые не следует совершать даже под страхом смерти. Сказали мудрецы, что все преступления, указанные в Законе, о которых человеку говорят «Преступи и не будешь убит», — пусть лучше преступит и не будет убит, как сказано (Ваикра 18;5): «Исполняя которые, человек будет жив ими»; будет жить ими, а не умирать из-за них, кроме случаев идолопоклонства, кровосмешения и кровопролития. То есть если человеку скажут об одном из этих трех: «Преступи и не будешь убит», — пусть лучше будет убит, но не преступит, даже если предложат совершить преступление скрытно. И если сказали нарушить одну из заповедей Закона публично, — пусть предпочтет быть убитым, но не нарушить, как сказано (Ваикра 22;32): «Дабы Я был освящен среди сынов Израиля».
137. За эти три вышеупомянутые преступления, и даже менее тяжкие их аспекты, наказания суровее, чем за многие серьезные преступления. И мудрецы назвали менее тяжкие аспекты этих преступлений «пылью преступлений». И сказали, что можно лечиться от смертельной болезни любым средством, кроме дерева-идола (ашера). То есть если человеку скажут: «Возьми листья дерева-идола и вылечись ими», — пусть лучше умрет, но не будет ими лечиться. И хотя тот, кто пользуется деревом-идолом [для лечения] не поклоняется идолам, но поскольку использование мы называем «пыль идолопоклонства», — пусть лучше умрет, но не лечится, чтобы не поддерживать тех, кто поклоняется дереву, которые могут изобразить дело так, что дерево-идол лечит.
138. И еще о кровосмешении. Например, если некто возжелал замужнюю женщину, и ему сказали, что не вылечится, пока она не предстанет перед ним обнаженной или заговорит с ним, — пусть лучше умрет, но не разрушит ограду запрета на замужнюю женщину. Из этого ты можешь понять, насколько суров запрет дотрагиваться до руки замужней женщины.
139. И вот «пыль убийства» — публично позорить человека, пока он не побледнеет. Лицо бледнеет, и румянец сбегает с лица, — это похоже на убийство, так сказали мудрецы. И также — страдание от позора горше смерти. Поэтому сказали мудрецы: «Пусть лучше человек прыгнет в огненную печь, но не опозорит другого публично». И не сказали так о прочих серьезных преступлениях, а уподобили «пыль убийства» убийству и сказали: «Пусть будет убит, но не убьет», и подобно этому сказали: «Пусть бросится в огненную печь, но не опозорит другого публично». И вывели это из сказанного о Тамар, как сказано (Берешит 38;25): «Ее вывели, а она послала к свекру сказать» и так далее. Вот — хотя ее вывели на сожжение, она не сказала, что понесла от Иеуды, чтобы не опозорить его.
140. И еще сказали: «Те, кто опускается в Гееном, поднимутся, кроме трех [категорий], которые опускаются и не поднимаются. Это те, кто публично позорит другого, кто обзывает другого обидным прозвищем и кто прелюбодействует». И вот — те, кто публично позорит другого и кто обзывает другого обидным прозвищем (потому что оно тоже позорит), уподоблены прелюбодею, чье преступление является одним из таких, о которых сказано «пусть лучше будет убит, но не преступит».
141. И еще сказали: «Нет доли в будущем мире тому, кто позорит другого публично». А об убийце не сказали, что у него нет доли в будущем мире, потому что публично позорящий другого не осознает величину своего преступления и душа его не горюет о преступлении. Поэтому он далек от раскаяния.
142. Сказали мудрецы о заповеди о субботе, что исполнение этой заповеди равнозначно исполнению всех заповедей. И сказали мудрецы, что поклоняющийся идолам или публично нарушающий субботу отрицает весь Закон, и если он [по правилам «шхиты»] зарежет животное, то оно считается падалью, а если он дотронется до вина, — вино запрещено к любому употреблению.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.