Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Аазину, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Оплот, создавший тебя, позабыл ты, и забыл Б-га, сотворившего тебя»[1].
Притча.
Реувен взял в долг у Шимона некую сумму. Он обратился к Леви и попросил у него совета, как избавиться от заимодавца, который требует вернуть долг. Леви посоветовал Реувену прикинуться сумасшедшим: «Когда Шимон придет к тебе, начни щебетать, свистеть и плясать». Реувен так и поступил, и когда Шимон увидел, что он невменяем, оставил его в покое. Затем Реувен попросил и Леви одолжить ему денег на несколько дней. Когда пришло время возврата долга, Леви пришел к нему, а он стал прикидываться сумасшедшим так же, как когда пришел Шимон. Тогда Леви ударил его дважды своей тростью: «Негодяй! Ведь это я дал тебе этот совет, и дал я его не для того, чтобы ты использовал его против меня!»
Смысл этой притчи в том, что известна польза забывчивости, которой наделил Б-г человека. Ведь если бы забывчивость не была в природе человека, он бы не женился, не строил бы дом, и как сказал Рамбам[2]: «Если бы не группа сумасшедших, мир был бы разрушен» (сумасшедший — у него есть все, но он не ест и не пьет, и строит новый завод, и в итоге у людей есть работа — прим.). Человек же использует этот подарок против его Дарителя: забывает о Б-ге, и нет большей нечестивости, чем это. И это то, о чем сказано: «Оплот, создавший тебя, позабыл ты…» — Б-г создал в тебе забывчивость для твоей пользы, чтобы ты забывал о некоторых вещах, а ты воспользовался этим «.и забыл Б-га, сотворившего тебя» (то есть, забывчивость дает человеку возможность заниматься мирскими делами и забывать о духовным вещах, но иногда это переходит границу разумного, и человек забывает, кто его создал и для чего — прим.).
«И сказал им (Моше): Обратите внимание на все слова, которыми я свидетельствую вам сегодня. Ведь это не пустая вещь для вас, ведь это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни вашей жизни на земле.»[3].
Разъясним сказанное: «Ведь это не пустая вещь для вас».
Притча. Это похоже на то, как человеку, который занимается делом, которое ему не нравится, говорят, чтобы он полюбил его: «Ты тоже с этого что-нибудь получишь». А потом дают еще большие обещания: «…ведь это жизнь ваша, и благодаря этому продлятся дни вашей жизни на земле.».
[1] Дварим 32:18
[2] предисловие к Пируш Мишнайот
[3] Дварим 32:46-47
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.