Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Из чего Хава и Адам сшили одежды? Мнения талмудистов.

«И изгнал человека»[1]. Адам был изгнан из Ган Эдена и пошел на гору Мория, так как она находится рядом с вратами Ган Эдена. Оттуда был он взят и туда же возвращен, как сказано: «И взял Б-г человека»[2]. Откуда Всевышний его взял? Из земли, на которой в будущем должен был стоять Храм, как сказано: «Обрабатывать землю, из которой был взят»[3]. Сказал раби Йеуда: Всевышний соблюдал шабат первым, а Адам соблюдал его первым на земле. Шабат охранял Адама от бед и утешал в грусти, как сказано: «Когда много тревог у меня, утешения Твои ободряют душу мою»[4].

Сказал раби Йеошуа бен Корха: от дерева, под которым прятались Адам и Хава после греха, взяли листья и сшили, как сказано: «И сшили листья смоковницы»[5]. Сказал раби Элиэзер бен Яаков: из чешуи, которую сбросил змей, Всевышний сделал достойную одежду Адаму и Хаве, как сказано: «И сделал Бог Адаму и жене его одеяния из кожи и одел их»[6]. В сумерки в шабат Адам сидел и переживал: «Горе мне, ведь змей, который ввел меня в заблуждение в канун субботы, может укусить меня сейчас». Ему был послан огненный столп, чтобы светить ему и охранять. Увидел Адам огненный столп, возрадовался в сердце своем и сказал: «Теперь я знаю, что Всевышний со мной». Адам протянул руки к огню и произнес благословение: «Благословен… творящий свет огня». Убрав руки от огня, Адам сказал: «Теперь я знаю, что святой день отделен от будних и что не следует зажигать в этот день огонь», и произнес еще одно благословение: «.отделяющий святое от будничного».

Сказал раби Мана: «Как отделяют святой день от будней? Человек должен произнести благословение над бокалом вина при свете огня: “Благословен… творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, он должен сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет вина, пусть протянет руки к огню, и посмотрит на свои ногти, которые белее остального тела, и скажет: “Благословен. творящий свет огня”. А когда убирает руки от огня, пусть скажет: “Благословен. отделяющий святое от будничного”. Если нет огня, надо протянуть руки в сторону звезд, ведь они состоят из огня, посмотреть на свои ногти и сказать: “Благословен. творящий свет огня”. Если небо покрыто тучами и звезд не видно, следует взять камень с земли (так как с помощью камня можно извлечь огонь) и сказать: “Благословен. отделяющий святое от будничного”».

Сказал раби Элиэзер: после того, как человек выпил вино авдалы, он должен налить в этот же стакан немного воды (чтобы собрать оставшиеся капли вина) и выпить, чтобы показать, как ему приятна эта заповедь. Небольшим количеством воды, которая осталась после этого в стакане, смазывают глаза, так как мудрецы сказали, что остатки от выполненной заповеди задерживают наказание. Сказал раби Цадок: тот, кто не делает авдалу на вино на исходе субботы или не слушает авдалу от другого, никогда не увидит благословения в своих делах. А тот, кто слушает авдалу или делает ее сам, избран Всевышним, как сказано: «И отделил Я вас от других народов»[7], а также: «И будете Мне избранными»[8].

В первый день после субботы Адам вошел в воды верхнего Гихона по шею и постился семь недель, пока его тело не стало подобным решету (от раскрывшихся пор). Адам сказал Всевышнему: «Владыка всех миров! Сними с меня грех, прими мое раскаяние! Пусть узнают будущие поколения, что есть возможность раскаяться и что Ты примешь раскаявшегося!» Что сделал Всевышний? Простер над ним правую руку (как знак милосердия Своего) и снял грех с Адама, приняв его раскаяние, как сказано: «О грехе своем уведомил я Тебя и вины своей не скрыл… а Ты снял с меня грех. Сэла»[9]. Сэла (навечно) — в этом мире и в будущем.

Адам сидел и размышлял: «Ведь знаю я, что Ты низведешь меня в обитель смерти, куда попадает всё живое»[10]. Он решил: «Пока я жив, построю себе место погребения возле горы Мория». Адам сказал: «Перед скрижалями, написанными Божьим перстом, в будущем отпрянут воды Иордана, а мое тело Он сделал обеими руками и вдохнул в меня от Своего духа. Не желаю я, чтобы после моей смерти мои кости взяли и делали с их помощью разные чудеса и сделали из меня идола. Спрячу я свое захоронение глубоко и далеко в пещере». Поэтому эта пещера называется Пещера Махпела, ведь она двойная — пещера в пещере (кафуль на иврите — двойной [и корень «кпл/хфл» — прим.ред.]). В ней захоронены Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. Поэтому место, где она находится, называется Кирьят-Арба — «Город четырех», ведь там похоронены четыре пары. О них сказано: «Отходит к миру, покоится на ложе своем тот, кто шел прямо»[11].


[1] Берешит 3:24.

[2] Берешит 2:15.

[3] Берешит 3:23.

[4] Теилим 94:19.

[5] Берешит 3:7.

[6] Берешит 3:21.

[7] Ваикра 20:26.

[8] Шемот 19:5.

[9] Теилим 32:5-6.

[10] Иов 30:23.

[11] Йешаяу 57:2.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…