Темы: Связь с Творцом, Еврейская притча, Рассказы, Симха Горелик
Раньше, когда ритм жизни был иным, почти все женщины вышивали, выражая неповторимым узором то чувство прекрасного, что жило у каждой из них в душе. Будь то наволочка для подушки, или покрывало для халы, или парохет — любое произведение было совершенно. Оно получалось в точности, как было задумано той, что сидела над ним при свете свечи, творя чудесное и волшебное из самых простых ниток…
Но как выглядели эти прекрасные вышивки с изнанки? Мог ли малыш, сидящий на скамеечке у бабушкиных ног и слушающий ее рассказы о давних временах, узнать в хаосе перепутанных ниток и узлов — букет тюльпанов? подсвечник и две халы? колонны, увитые виноградной лозой? Нет, с изнанки всякая вышивка казалась ему безобразной и бессмысленной.
— Бабушка, что ты делаешь?
— Я вышиваю что-то прекрасное…
Хм… Прекрасное? О чем это она? Только когда вышивка была готова, бабушка с улыбкой показывала её малышу, и он с удивлением видел ее лицевую сторону, где формы, цвета и узоры были идеально подобраны и представляли собой подлинное произведение искусства.
Малыш вырос. И много раз, когда ему становилось особенно тяжело в жизни, он в отчаянии возносил Творцу упрек:
— Боже, Боже, что Ты делаешь?
И ему слышался ответ, как в детстве:
— Я вышиваю что-то прекрасное…
Когда в жизни всё так сложно и запутанно, столько в ней узлов и рваных нитей, переплетений и ненужных пустот — знайте, это лишь её изнанка. Когда-то мы увидим законченную работу Творца, вышитую картину нашей жизни, — и она будет прекраснее, чем мы можем себе представить…
Один царь прослышал как-то о метком стрелке из захолустья — и пожелал пригласить его на состязание, потому как сам он был отличным стрелком и давно мечтал сразиться с профессионалом.
Посмотреть на это великое состязание пришли все самые знатные люди, все министры, все придворные. Царь, конечно, имел честь стрелять первым, и, как и ожидалось, почти все его пули попали в цель.
Вот пришла очередь стрелять его сопернику. Первый выстрел — мимо. Второй — мимо. Что такое: десять выстрелов — и ни один не попал в цель?! Да любой мальчишка с улицы стрелял бы лучше!
Но у царя был острый глаз. Он внимательно изучил мишень и после объявления результатов состязания подошел к своему сопернику:
— Послушай, все твои десять пуль пущены в одну точку! Если ты хорошо стреляешь, почему же ты ни разу не попал «в яблочко»? А если ты плохо стреляешь, как ты умудрился все пули до единой пустить в одну точку?
— Ваше Величество, — ответил стрелок, — я не хотел нанести урон Вашей чести, поэтому стремился к тому, чтобы судьи и зрители присудили Вам первое место в состязании. Но я также не хотел, чтобы Вы считали меня бездарем и выскочкой, поэтому я стрелял так, чтобы только Ваш острый глаз заметил мою меткость — вот и выпустил все десять пуль в одну точку!
Кто оказывается настоящим победителем в многочисленных состязаниях, в которых каждый из нас участвует изо дня в день? Тот ли, кто громогласно заявляет о своей правоте, — или тот, кто, уклоняясь от бессмысленных споров и раздоров, дает другому возможность понять и принять истину — сохранив при этом своё и его достоинство?
Рассказывают об одном раввине, который однажды пришел в больницу, чтобы навестить своего знакомого. У лифтов была прикреплена большая вывеска, где указывалось расположение больничных отделений. Рав изучал эту вывеску минут десять, пока кто-то не спросил у него:
— Вам помочь, подсказать что-то?
— Нет, спасибо — ответил раввин, — я просто хочу хорошенько запомнить, что здесь написано:
1-й этаж — Кардиология (сердце)
2-й этаж — Нефрология (почки)
3-й этаж — Неврология (нервы)
4-й этаж — Ревматология (суставы)
5 этаж — Гастроэнтерология (пищеварительная система)
6 этаж — Онкология (рак)
7 этаж — Психиатрия
8-й этаж — Хирургия
Так много отделов, так много болезней, и слава Б-гу, что мне не нужен весь этот длинный список. Каждый день я сплю дома, а не в палате, в своей пижаме, а не в больничном халате, я могу выпить стакан воды собственным ртом, а не через капельницу…
Некоторым дается возможность искренне возблагодарить Творца за Его милость — особенно, если они были больны страшной болезнью и излечились, или попали в аварию и выжили, или были свидетелями другого открытого чуда.
Но можно, не дожидаясь смертельной опасности, переключить свое внимание с того, чего у нас нет, — на то, что у нас есть: семья, здоровье, одежда и обувь, еда и вода… И поблагодарить Того, по Чьей милости мы получили все эти и многие другие дары.
Маленький мальчик пришел в магазин вместе со своим отцом. Когда они собирались уходить, продавец протянул мальчику банку с леденцами:
— Ты можешь взять целую горсть конфет!
Мальчик выжидательно смотрел на отца.
— Ну же, смелей, бери — это бесплатно!
Но мальчик по-прежнему стоял и смотрел на своего отца. В конце концов отец засунул руку в банку, достал горсть конфет и отдал ее сыну. Они поблагодарили продавца и вышли из магазина. Отец, конечно, спросил сына, почему тот сам не взял конфеты. Мальчик широко улыбнулся и сказал:
— Я хотел, чтобы ты вынул конфеты, потому что твоя рука больше…
Рука отца — больше, и в нее помещается больше конфет. Но каких же «конфет» просить нам у нашего Отца, что на Небесах? Ведь Он хочет дать нам самое лучшее, что есть в этом мире — и только ждет, чтобы мы попросили Его об этом: попросили бы терпения, умения управлять своим гневом, сил справиться со своим дурным началом, стойкости пережить все предназначенные испытания… Всё это мы получим из щедрых рук Всевышнего — надо только попросить.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.