Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Хукат, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Это закон Торы, о котором приказал Б-г так.»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал Всевышний: «Я установил закон, вынес приговор, и ты не имеешь права его нарушить».
Разъясним это с помощью притчи.
Притча.
Одному балбесу улыбнулась удача и ему удалось очень разбогатеть. Он решил, что хочет породнится с раввином и выдать свою дочь замуж за его сына, и вызвал к себе шадхана, пообещав заплатить ему любую сумму, лишь бы тот уговорил раввина женить сына его дочери. Шадхан взялся за дело. Несмотря на то, что раввин не был готов на родство с тем человеком, и более того, никогда не считал нужным общаться с ним, как с другими уважаемыми жителями того города, шадхану удалось сладкими речами уговорить его согласиться на этот брак.
После свадьбы отец невесты заметил, что раввин продолжает с ним не разговаривать. Он недоумевал: мы ведь теперь породнились, как это он относится ко мне, как к чужому?! Его слова дошли до раввина, и он попросил передать ему следующее: «Он неправильно оценивает ситуацию. Ему кажется, что этот брак был правильным для обеих сторон — и для невесты и для жениха, и поэтому недоумевает, почему я с ним не общаюсь. На самом деле все наоборот. С моей стороны правильно не общаться с ним, ведь о чем я могу говорить с этим пустозвоном? Вопрос другой: почему я вообще согласился на этот брак? На этот вопрос у меня ответа нет!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний «породнился» с ничтожным творением — человеком, состоящим из плоти и крови, и дал ему драгоценную Тору. Когда еврей читает ее, находит в ней непонятные вещи и недоумевает: почему Всевышний не разъяснил ему все Свои слова понятно, не загадками, чтобы он все хорошенько уразумел. Ответ Всевышнего на это: человек ошибается, считая, что его связь с Всевышним равноценна с обоих сторон. Поэтому он не понимает, почему Всевышний не разъяснил ему все ясно и четко. Но, на самом деле, все не так. Большой вопрос, почему Он решил связаться с человеком, а потому все, что Он ему дал, человек должен принимать как закон, который понять невозможно. И не должен человек требовать, чтобы ему указали причины тех или иных заповедей, а должен решить, что это закон. А почему Всевышний решил даровать Тору и заповеди человеку — это тайна, и это то, что сказано: «Это закон Торы, о котором приказал Б-г так…» (мы должны исполнять все Его законы, как приказ, даже не понимая смысла того, что мы делаем — прим.).
[1] Бемидбар 19:2
[2] Мидраш Бемидбар Раба 19:1
[3] Мидраш Бемидбар Раба 19:3
[4] Коэлет 7:23-24
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.