Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда еврейский народ уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы.

На пятый день Творения Всевышний создал из воды всякие виды птиц: самцов и самок, чистых (кошерных) и нечистых. Вот два признака кошерности птиц: зоб и желудок, с которого можно снять оболочку. Раби Элиэзер считает признаком кошерности также лишний палец на ноге. Два вида голубей были выбраны как подходящие для жертвы всесожжения (ола). На пятый день были также созданы из воды все виды рыб, чистые и нечистые. Признаки кошерности рыб — плавники и чешуя. Те рыбы, у которых нет этих признаков, некошерны. В тот же день были сотворены все виды саранчи, чистые и нечистые. Признаки их кошерности: длинные ножки, на которых они прыгают по земле, и крылья, которые покрывают все тело. Кошерные рыбы и саранча не требуют шхиты (кошерного забоя, предписанного для скота). Но кошерную птицу можно есть, только сделав ей шхиту. Не требуется покрывать кровь тех из них, которые появились из воды, кроме птиц. Но кровь тех, которые были созданы из земли, после шхиты надо накрыть, кроме домашних животных.

Сказал раби Элиэзер: не только о воде сказано, что она наполнилась множеством живых существ. О народах мира, уподобленных воде, также сказано, что они наполнят землю, как сказано: «Гул народов донесется, как гул великих вод»[1]. Как воды наполнились живыми существами в день Творения, так в будущем земля наполнится многими народами, и они будут биться друг с другом, как сказано: «И разбиты народ народом и город городом, потому что Всевышний привел их в смятение всяким бедствием»[2]. А сразу после этого сказано о спасении народа Израиля: «А вы укрепитесь, и руки ваши не ослабнут»[3].

Все реки, пока они текут по земле, хороши, благословенны и сладки и приносят пользу миру. Но когда они впадают в море, становятся проклятыми, плохими и горькими и не приносят пользы. Так и еврейский народ: когда уповает на Творца, он благословен, сладок и приносит пользу миру. Но когда евреи отворачиваются от своего Творца и уповают на законы других народов, они прокляты и плохи и не приносят миру пользы. Так же, как море поглощает воды рек, огонь Геинома поглощает отступников. Дожди, которые падают в море, как семя для всего, что в воде. Благодаря им происходит оплодотворение у рыб.

В пятый день недели вся вода в Египте превратилась в кровь. В пятый день наши предки вышли из Египта. В пятый день встали воды реки Иордан перед ковчегом Завета. В пятый день царь Хизкияу закрыл источники в Иерусалиме, как сказано: «А Хизкияу закрыл исток вод верхнего Гихона»[4]. На пятый день был создан из воды Левиафан. Обитель его — в нижних водах, а между его плавниками стоит основа мира. Левиафан питается всеми большими рыбами в море, а Всевышний каждый день играет с ним. Левиафан открывает рот, и большая рыба, которой пришло время быть съеденной, заплывает в рот Левиафана, а Всевышний играет с ним, как сказано: «Левиафан, которого Ты сотворил, чтобы играть с ним»[5]. Сказал раби Меир: те, кто были сотворены из земли, размножаются на земле, а те, кто появились из воды, размножаются в воде, кроме крылатых птиц, которые появились из воды, а размножаются на земле, как сказано: «А птица размножится на земле»[6]. Те, кто появились из воды, откладывают яйца, а те, кто появились из земли, — живородящие.

[1] Йешаяу 17:12.

[2] Диврей а-Ямим II 15:6.

[3] Диврей а-Ямим II 15:7.

[4] Диврей а-Ямим II 32:30.

[5] Теилим 104:26.

[6] Берешит 1:22.


Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.