Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Качество луны в том, что «нет у нее ничего от себя», но лишь то, что она получает от солнца. Такова и Устная Тора: она все черпает из Торы Письменной. Но мы находим, что Устная Тора возвышается надо всем, превращается в источник открытий в Торе и в творении.

Письменная Тора — раскрытие имени Авайе, Устная Тора — раскрытие имени Адо-най

«Письменная Тора — с именем Авайе, которое только пишется, а не произносится. Она составляет 24 книги Танаха и две скижали Завета, всего 26, что равняется численному значению имени Авайе. А Устная Тора — с именем А-донай, которое и произносится вслух (Четырехбуквенное Имя Авайе, встречающееся в святых текстах, вслух произносится как А-донай, Господь). Мишна, квинтэссенция Устной Торы, содержит 65 трактатов, что равняется численному значению имени А-донай...» (Виленский Гаон).

Письменная Тора есть общее раскрытие воли Всевышнего в мироздании через Его имена. Имя Авайе есть источник всех имен, ибо все они эманируются из него. Вся Тора соткана из имен Всевышнего. Поэтому пророчество Моше было в постижении этого святого Имени. Устная же Тора — в категории деталей. Это слово Бога, детализирующее все раскрытия Его воли.

«Голос — это общее, он — мужское начало, Хесед. А конкретная речь есть Суд, женское начало. И это Письменная и Устная Тора» (р. Авраам сын Виленского Гаона). Другими словами: Письменная Тора есть раскрытие со стороны Дающего, Творца. Устная Тора есть постижение получающих в Письменной Торе. Постижение получающих, по самое своей природе, определенно и ограничено. Ведь в этом суть Суда, приказа «Довольно!» в плане распространения Хеседа, речения, ограничивающего и сокращающего воздействие в соответствии с возможностью получающего.

«Ибо основа Устной Торы есть совершенствование деяний, то есть Закон (алаха), как вести себя на практике во всех областях жизни» (раби Цадок аКоэн). «Слово Бога — это алаха» (Шабат 118). Устная Тора есть раскрытие власти Всевышнего, Его царства и управления в нижних мирах, во всех деталях земных процессов: «Царь законом утвердит землю». Это законы, подробно разъясняющиеся в трактатах Талмуда. «Алаха есть Малхут» (Виленский Гаон).

«Малхут — уста, мы называем ее Устной Торой» (ЗоарПатах Элияу).

Письменная Тора уподобляется солнцу, а Устная — луне. Одна воздействует, а другая получает, как мужское и женское начала.

Открытия в Устной Торе

Луна непостоянна, ее свет иногда исчезает, а иногда появляется. Тем самым она находится в постоянном обновлении, и это — открытия в Устной Торе, в отличие от Письменной, которая зафиксирована раз и навсегда, и нет в ней изменений и открытий (раби Цадок аКоэн).

Потому «ласки твои лучше вина»: слова Мудрецов любимы больше вина Письменной Торы, подобно женщине, ежемесячно обновляющейся для своего мужа. Это ежедневное обновление творения, которое и  приводит мир к исправлению, к тому дню, когда «свет луны будет подобен свету солнца». И как написано в Гемаре: «Каждый, кто занимается Торой во имя ее самой, как будто построил Чертог наверху и внизу, как написано: «И помещу Свои слова в твои уста, и тенью руки Своей Я покрыл тебя, дабы укреплять небеса и утверждать землю» (Санедрин 99). Это занятие Торой, основная направленность Устной Торы — «Мои слова» — «слово Бога есть алаха», как мы объясняли, что Устная Тора есть категория речи. Как написано в Зоаре: «Раби Шимон начал: «...и помещу Мои слова в твои уста» — насколько нужно человеку стараться в изучении Торы днем и ночью. И каждым словом, заново открывающемся в Торе через того, кто старался в ее изучении, строится один небосвод».

* * *

Здесь можно поразмыслить вот о чем. Качество луны в том, что «нет у нее ничего от себя», но лишь то, что она получает от солнца. Такова и Устная Тора: она все черпает из Торы Письменной. Но мы находим, что Устная Тора возвышается надо всем, превращается в источник открытий в Торе и в творении. Но принцип таков: самоуменьшение и превращение в «яму», в получающего, имеет своей целью стать «колодцем» — источником. Таков Малхут (Царство), возвышающееся надо всем во главе.

Ведь совершенство человека заключается как раз в том, что в его сердце пребывает эта Тора, и он делает в ней все новые открытия. «Душа наверху — лишь в категории «ямы», в которой нет своей воды. Она лишь наполняется снаружи, а в сути своей она пуста. Но, спускаясь в этот мир, она постигает то, что должна постичь по воле Творца, и тогда становится категорией «колодца», бьющего ключом, подобно переполняющемуся источнику вод. Тем самым не будет у нее «хлеба стыда», — ведь каждый, у кого нет ничего от себя, — нищий, подобный мертвецу. Ведь воды источника называются «живой водой», поскольку он течет сам по себе, в отличие от ямы. Таким образом, все то время, пока душа — наверху и находится в категории «ямы», нет у нее собственной жизненной силы: сама по себе она пуста, у нее есть лишь то, чем ее заполняют. Но когда она спускается сюда, то бьет ключом сама, становится «колодцем», и есть у нее жизненная сила. И в этом основная цель сотворения человека на земле, чтобы душа стала «колодцем-источником» и стала называться «душою живою» (из предисловия к книге Шав Шматета).

Совершенство человека, цель спуска его души в нижний мир — стать колодцем, источником живой воды, источником благословения. Источником, из которого проистекает Тора, открытия в Торе, обновление в служении и исполнении заповедей, источником благословения всего мироздания. Это — категория Устной Торы, части мудреца в Торе, «его Торы».

Цель спуска душ Израиля во мрак изгнания материального мира, их войны со злым началом, — раскрытие изнутри этого преуменьшения света души, раскрытия Устной Торы. Данный вопрос еще будет объясняться далее.


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.