Темы: Обида, Мир в доме, Еврейская семья, Муж и Жена, Прощение, Взаимопонимание, Общение супругов, Конфликты, Батшева Эскин
Один известный еврейский специалист по семейным отношениям во время своих лекций часто задавал аудитории вопрос: «Какие три слова являются главными в построении отношений между мужем и женой?». Кто-то, как правило, выкрикивал с места «Я!» — и лектор согласно улыбался, записывая на доске «Я». Тут же появлялось и второе предполагаемое слово «ты» — но лектор отрицательно качал головой. Мы? Вместе? Навсегда? — «Нет, нет, нет…»
Главные три слова — это: «Я был неправ (была неправа)». Невозможно прожить с человеком жизнь и ни разу не обидеть его, не задеть, не ошибиться. Но также невозможно продолжать жить, как ни в чем ни бывало, перешагнув через чувства обиженного человека. Тора требует от нас не только раскаяния, но и умения находить правильные слова, чтобы попросить прощения, утешив и умиротворив обиженного, а не ограничившись формальным «извини».
Удачно ли вы попросили прощения? Вы узнаете это по тому чувству, когда в комнате вдруг становится легче дышать, улетучиваются недобрые мысли, залечиваются раны… Всегда ли нам удаются эти чудесные превращения?
Тане всегда было очень важно уважение окружающих. А для ее мужа Саши очень важно было крепкое материальное положение семьи. Но как Саша ни старался «сколотить состояние», скопить удавалось не слишком много. Когда друг рассказал ему об инвестициях, в двух словах обрисовал все прелести пассивного дохода и легкость, с которой этого можно достичь, Саша, недолго думая, вложил все сбережения в акции.
Доходы были стабильны, но не слишком высоки, так что Саша решил перейти к сделкам в кредит. Надо ли говорить, что, не имея опыта и знаний, через несколько месяцев он был вынужден объявить себя банкротом? Их общая с Таней квартира, машина, мебель и часть бытовой техники были проданы за долги. Таня не скрывала, что она злится на мужа. Очень злится:
— Как ты мог взять на себя такой риск? Почему ты не посоветовался со мной?
— Тебя это не слишком-то интересовало, — парировал Саша, — ты ведь была довольна, что я наконец стал много зарабатывать! И ни разу не спросила, откуда эти деньги!
Несколько лет ушло у Саши и Тани, чтобы немного встать на ноги. Они даже смогли купить квартиру — правда, не такую шикарную, как первая. И вот у Саши снова появляется мысль, как можно еще заработать: взять деньги из пенсионных фондов — и вложить их в недвижимость! Таня вне себя:
— Мы еле-еле выползли из банкротства, и теперь ты опять хочешь нас всего лишить ради очередной аферы!
— Но, Танюша, сейчас ведь все по-другому. Во-первых, я от тебя ничего не скрываю. Во-вторых, это не какие-то там игры на бирже. Что может быть надежнее недвижимости?
— Как я могу тебе верить? Ведь в прошлый раз ты мне не говорил ни слова о долгах!
— Тогда я был другим человеком. Неужели ты не можешь меня простить?
— В каком смысле? Да ты же ни разу за все эти годы даже не просил прощения!
— Ну, хорошо, хорошо, ты права. Я должен извиниться за все, что произошло. Я сожалею, что втянул тебя во всё это. Но у меня в тот момент практически не было выбора! Пожалуйста, прости меня сейчас — и давай снимем пенсионные деньги. Ведь это такой шанс!
Они пререкались еще полчаса, но так ни к чему и не пришли. В чем же Саша был неправ? И почему Таня не готова была его простить?
На самом деле, Саша никогда не задумывался о том, что цель извинений — залечить принесенную обидчиком рану. В детстве всех учили извиняться. Пробормочи одно слово — и иди дальше играть, никакое наказание тебе уже не грозит. А ведь просить прощения так, чтобы исправить то, что испортил, — это целая наука.
Для того, чтобы правильно попросить прощения, нужно соблюсти следующие правила:
Лечение душевных ран — так же, как и физических, — это не событие, а процесс, который только начинается после «оперативного вмешательства», то есть после того, как сказаны слова прощения.
Первые три года совместной жизни Миши и Иры были непростыми. Ирина очень хотела ребенка — а беременность все не наступала, хотя врачи уверяли, что все в полном порядке, и надо просто подождать. На супругов уже косо поглядывали, гадая, в чем причина, когда наконец — о счастье! — в одно прекрасное утро Ира увидела две заветные полоски на тесте.
Миша был рад не меньше Иры, и она уже представляла себе, как они вместе будут покупать малышовые одежки, как он будет спрашивать, чего ей сегодня хочется — клубники или ананасов, как он будет заботливо вести ее под руку, чтобы она не споткнулась… Предвкушая все эти прелести беременной жизни, Ира сказала мужу утром:
— Ой, ты знаешь, меня сегодня тошнит как-то уж очень…
— Ты же сама этого хотела, правда? — улыбнулся тот.
Ира была ошарашена этими словами. Да, она хотела забеременеть, но токсикоза она не хотела, и уж совсем не рассчитывала услышать… вот это — вместо сочувствия. Миша понял, что жена чем-то недовольна, быстро сказал:
— Извини, я пошутил, — и ушел на работу.
Все девять месяцев беременности, когда Михаил не выказывал стремления бежать среди ночи за квашеной капустой или отпрашиваться с работы, чтобы съездить на очередную проверку УЗИ, Ирина думала про себя: «Да, это же я хотела. Сама», стискивала зубы и чуточку отстранялась. И еще чуточку. И еще.
Миша видел, что Ира изменилась за время беременности, но списывал это на «гормоны» и надеялся, что с рождением ребенка все пройдет.
С рождением ребенка все только ухудшилось: «Я сама хотела ребенка, так чего и просить его вставать к малышу по ночам… и в аптеку… и… Я сама».
Хроническая усталость, выгорание и рушащийся мир в семье привел Ирину к семейному консультанту, который посоветовал ей рассказать о своих чувствах мужу.
Миша был в шоке. Он и представить себе не мог, что у Иры настолько отшибло тогда чувство юмора, а уж тем более — что та шутка была причиной ее плохого настроения целый год! Конечно, он бы с удовольствием ходил в магазин, в поликлинику, в аптеку — куда угодно, но был уверен, что Ирину все устраивает, как есть! Что он зарабатывает деньги, а она ведет хозяйство!
Подумав еще немного, Михаил понял, что, обидев жену год назад и до сих пор не попросив прощения, он фактически заставил ее страдать всю беременность. И то, что сейчас она на грани нервного срыва — результат того самого неосторожного слова, после которого события стали накручиваться одного на другое. Он набрал побольше воздуха в грудь и начал непростой разговор с женой…
* * *
В обеих приведенных ситуациях обиженными оказались жены, а просящими прощения — мужья. Несомненно, в половине случаев бывает ровно наоборот, и оба супруга должны воспитывать в себе чуткость, чтобы не обижать друг друга ненароком: замечать выражение глаз друг друга, прислушиваться к тону голоса, присматриваться к изменениям в поведении, задавать прямые вопросы.
Та же чуткость поможет нам своевременно попросить прощения, залечивая обиду другого, — и она же поможет нам принять прощение от всего сердца. Просить прощения и прощать — это азбука человеческих взаимоотношений, и только освоив ее, мужчина и женщина могут построить счастливую семью.
Счастье семьи никогда не будет зависеть от материального благополучия, от количества выпавших испытаний и от других внешних обстоятельств, если муж и жена умеют жертвовать своими интересами ради супруга/и, готовы идти на компромисс, не боятся признавать свою неправоту. Только та семья будет по-настоящему счастлива, в которой оба умеют и готовы просить прощения — за умышленные или неумышленные обиды.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.