23 августа 2020 года, темы: Раввин, Траур, Советский Союз
Залман Нехемия родился в Минске и вместе с родителями переехал в Землю Израиля, когда ему было 5 лет. В юности он учился в иерусалимской ешиве-ктане «Тиферет Цви», а в более старшем возрасте — в ешивах Поневеж и Хеврон. В 1954 г. женился на дочери рава Шломо Залмана Ойербаха.
В разные годы рав Залман Нехемия был главой колеля «Даат Моше» Садигура, главой ешивы «Махон Лев», главным редактором «Талмудической Энциклопедии». Многие годы рав Гольдберг был даяном в высшем раввинском суде в Иерусалиме и возглавлял иерусалимский колель «Шевет у-мехокек».
Тысячам учеников посчастливилось слушать уроки рава Залмана Нехемии Гольдберга из его уст: в иерусалимских ешивах «Керем Бе-Явне» и «Ор Эцион», в колеле «Эрец Хемда». Иные стали читателями книг, составленных по материалам его уроков и лекций.
Все, кто был близко знаком с равом Гольдбергом, говорили о том, что он был истинным мудрецом Торы, обладающим феноменальной памятью, которая позволяла ему при необходимости вынести решение раввинского суда, дословно цитировать выдержки из книг мудрецов самых разных эпох.
Раву Гольдбергу недаром дали прозвище гарзен (топор), которое, с одной стороны, составлено из первых букв слов «гаон рав Залман Нехемья», но на самом деле говорит многое о раве Гольдберге, который своим проницательным умом, как топором, мог разрубать сложнейшие алахические вопросы.
Некоторые аврехим (учащиеся) колеля Толдот Йешурун хорошо помнят рава Гольдберга, так как ходили к нему сдавать экзамены на раввинскую смиху.
Отец рава Гольдберга был последним раввином Минска. Коммунисты говорили ему: «Зачем ты все это продолжаешь? Как бы ты ни старался, все равно твоего сына мы вырастим коммунистом…» Коммуниста из него, к счастью, не получилось, а вот гигант Торы — вырос.
Сын рава Залмана Нехемии — рав Хаим Гольдберг — много делает для русскоязычного еврейства, преподавал в йешиве Торат Хаим и сейчас преподает в семинаре для русскоязычных девочек Нетив Бина.
Рав Залман Нехемия отдал свою душу Создателю, оставив после себя множество детей, внуков, учеников, которые продолжают идти по его пути.
Барух Даян а-Эмет.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.