Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Исправление качеств, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Союз с Б-гом, Самосовершенствование, Любовь к Б-гу
«Если она стена, построим на ней серебряную башню… Я — стена.., и стала в Его глазах как источник мира»[20].
Я буду предельно краток. В Торе сказано: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[21]. На первый взгляд, упаси Б-г, у нас нет удела в этой заповеди. И мы уже обсуждали, что нужно сделать для обретения в ней доли[22]. Известно, что о людях можно судить по тому, кто им близок, как говорится: «Человек тяготеет к похожему на него». Так происходит из-за того, что близость проистекает из любви, а любовь — из ощущения идентичности. И вот, человек может приблизиться к Б-жественным качествам, стараясь творить добро, быть терпеливым и надежным, как разъясняется в книге «Томер Двора». Главное — не подвергаться порочным влияниям и следовать путями Всевышнего, раскрытыми в Его Творении: «И знай, что Г-сподь, Б-г твой, есть Б-г, Б-г верный, хранящий Завет и милость для любящих Его и для соблюдающих заповеди Его для тысячи поколений»[23], — и Рамбан объясняет: «“Верный” означает: Б-жественное слово не будет изречено впустую»[24].
Насколько нам удается сохранить чистоту своей речи и поступков и воспитать в себе надежность, настолько мы обретаем некое сходство с благословенным Б-гом, ощущая при этом различие между качествами человека и свойствами Всевышнего, поскольку Его милосердие и надежность безграничны. И поскольку праведник, насколько это в его силах, уподобляется Творцу, в нем пробуждается любовь к Нему. И тогда благословенный Б-г тоже будет любить такого человека из-за определенного сходства между ними. Об этом сказано в Писании: «Если она стена, построим на ней серебряную башню…»[25] — «Я — стена, и именно потому я стала в Его глазах как источник мира»[26]. Всевышний воплощает в Себе непрерывное существование жизни, а бесконечность и есть признак истины, которая вечна, и печать Всевышнего — «истина». А «Г-сподь — Б-г истины» любит людей истины.
В Талмуде в трактате Ктубот мы находим удивительное повествование: когда рабби Йеошуа бен Леви при жизни вошел в Ган Эден, он услышал: «Если он никогда не отменял обеты, то пусть останется в Ган Эдене»[27]. На первый взгляд совершенно непонятно, разве Галаха запрещает отменять обеты? Но дело в следующем: желание освободиться от принятого ранее обета свидетельствует о некоторой неустойчивости человека. И хотя по Закону в определенных ситуациях это разрешено, все же поскольку в его духе обнаружилось некое колебание, ему теперь недостает необходимого сходства с благословенным Б-гом и он не удостаивается доли в Ган Эдене.
Сейчас мы можем с легкостью понять, что уровень человека определяется его непоколебимостью, тем, насколько в нем развито качество «стены». Ведь из-за мельчайшего изменения, даже разрешенного законом Торы, рабби Йеошуа бен Леви все же оказался предан в руки ангела смерти! И чем больше мы будем развивать в себе надежность и постоянно следовать истине, тем выше станет наш уровень, и мы сможем достичь недосягаемых прежде высот веры и мудрости. Ведь если бы мы обрели хоть немного больше приверженности Б-гу, то возросло бы наше сходство с Ним, благословенным, — и кто усомнится в уникальной ценности такого подобия! Все это включает в себя заповедь «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[28], ибо сходство пробуждает любовь. А если человек кого-то любит, он хочет, чтобы того и другие почитали и возносили — и так, благодаря ему, будет освящено имя Небес, а это — самый высокий уровень служения.
На этой неделе рав И. Л. отправил нам свое щедрое пожертвование, и я отметил, что его поступок соответствует вознесенности, к которой Учение Мусар ведет человека. Сердце сподвигло его оказать помощь не в своем городе, где бы его за это почитали, а поддержать величественный Дом Учения Мусара, находящийся вдалеке от него. Это произошло, потому что он уже почувствовал, сколь много добра Мусар приносит людям, освобождая их шеи от сковывающего ярма дикости, о чем свидетельствует стих Писания: «диким осленком рождается человек»[29]. И теперь он пожелал содействовать тому, что возлюбило его сердце. Он — первый, кто совершил столь обдуманный поступок, продиктованный разумом, и за это я ему завидую[30].
В недельной главе ШминиРашбам так объясняет стих Торы: «и безмолвствовал Аарон…»[31] — «Поскольку человеку свойственно оплакивать смерть своих сыновей, а Аарону Всевышний заповедовал не пребывать в трауре и продолжить свое служение Небесам, он воплотил слова: “через близких ко Мне Я освящусь и перед лицом всего народа почитаем буду”[32] — ибо в этом — почитание Небес и освящение имени Б-га, а также наставление и истинный буквальный смысл приведенных здесь стихов Торы»[33]. Таким образом, все вознесенные праведные поступки, совершаемые человеком вопреки его приниженному естеству, являются освящением имени Б-га.
И вот, в нашем поколении, если известные и состоятельные люди отводят время для изучения Торы и поступают согласно Закону — а тем более, если они следуют духу Мусара и ведут себя в соответствии с его ценностями, — их награда очень велика, ибо этим они освящают имя Б-га. Каждый день при чтении «Шма Исраэль» мы говорим: «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим»[34]. Тора повелевает нам произносить эти слова с возвышенным намерением, что зависит от того, насколько человек приучает себя к постоянству в верности своему слову и делу как сказано: «Если она стена, построим на ней серебряную башню…»[35], — о чем мы уже писали.
Мне трудно удержаться от того, чтобы не рассказать тебе еще немного из главы Эмор. «И если дочь коэна предастся разврату, отца своего она позорит, — да будет она сожжена в огне»[36]. Ты уже читал мое рассуждение на эту тему[37]. Мы говорили о том, что Тора повелела предать дочь коэна наказанию, которое на две ступени тяжелее казни блудницы не из семьи коэна, поскольку тем самым она позорит возвышенное воспитание, полученное ею в доме своего отца-коэна. Но «благодеяния Всевышнего больше, чем Его наказания»[38], а потому самую большую награду получает тот, чьи поступки соответствуют воспитанию, полученному им в доме его отца, а тем более, если оно основано на ценностях Мусара, — тогда освящается имя Б-га в Творении. В трактате Йома об этом сказано: «Что говорят люди о таком человеке? “Счастье тому, кто изучал Тору! Благо его отцу и учителю… О нем говорит пророк[39]: “Он сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”[40]. Есть ли пределы награде того, кто прославляет Царя всех царей, Святого, благословен Он? И даже в нашем недостойном поколении человек может с легкостью обрести этот удел, как разъясняется выше.
И всегда помни то, что я написал тебе о необходимости остерегаться влечения к материальным излишествам… Доказательство тому — вызывающая трепет история семьи Лота, — даже столь большой праведник испытал в этом преткновение! При виде соляного столба, в который превратилась жена Лота, мы произносим такое же благословение, как по умершим праведникам в народе Израиля[41]!
И теперь, мой дорогой сын, я благодарю тебя за твои старания. Я знаю, сын мой, что ты человек милосердный, как и подобает людям твоего духовного уровня. Хоть бы ты и я, согласно моей невысокой ценности, стали крепкими, как стена, и наша верность не ослабевала ни из-за веяний времени, ни под влиянием людей, ни под воздействием обстоятельств! Да исполнится для нас стих Писания: “и оттого я стала в его глазах как источник мира”[42] — это и есть уровень человека, на которого можно положиться», о чем мы часто упоминаем. Я не могу больше писать, но надеюсь когда-нибудь сказать об этом еще много важного.
[20] Шир Аширим 8:9-10.
[21] Дварим 6:5.
[22] «Каждому следует постоянно задумываться над тем, что с ним может случиться то же, что с Ийовом: он лишится всего, чем владеет, и у него не останется ничего, кроме Б-га, и только Он, благословенный, будет ему наследием и уделом. Человек должен постоянно размышлять о том, сможет ли он выстоять в таком испытании. А когда почувствует, что его сердце и душа всецело зависят только от Б-га, и не будет больше бояться ничего на свете, тогда возрадуется и поймет, что теперь он среди тех, кто полагается на Всевышнего. Сказал пророк: “Благословен человек, который полагается на Г-спода, и будет Г-сподь ему опорой” (Ирмеяу 17:7)». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 103).
[23] Дварим 7:9.
[24] Рамбан, там же.
[25] Шир Аширим 8:9.
[26] Шир Аширим 8:10.
[27] См. Ктубот 77б.
[28] Дварим 6:5.
[29] Ийов 11:12.
[30] «Для приближения души к изучению Мусара требуются истинная мудрость и знание. Необходимо дать людям путь к постижению истины, научить их пониманию и верному суждению посредством ценнейшего сокровища — Учения Мусар. Ведь оно — восхитительный драгоценный камень, ценнейшее сокровище в наследии праведности, и в нем нет ничего неверного или искаженного». (Рав Ицхак Блазер, Свет Израиля, гл. «Пути света»).
[31] Ваикра 10:3.
[32] Там же.
[33] Рашбам, там же.
[34] Дварим 6:5.
[35] Шир Аширим 8:9.
[36] Ваикра 21:9.
[37] См. гл. 100 этой книги.
[38] Сангедрин 100б.
[39] Йешаягу 49:3.
[40] Йома 86а.
[41] Брахот 44б. При виде соляного столба, в который превратилась жена Лота при выходе из Сдома, произносят «Благословен Судья праведный». — Примечание редактора.
[42] Шир Аширим 8:10.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.