Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Хесед, Святость, Рассказы, Карлибах, Судить в лучшую сторону, Батшева Эскин
Мы никогда не узнаем, мы никогда не узнаем… Друзья, мы никогда не узнаем, насколько глубока наша связь с теми, кого мы так сильно любим. Что мы знаем о собственных детях, женах, мужьях? Мы никогда не узнаем, как много добрых дел они сделали — иногда даже не подозревая об этом. Правда состоит в том, что Вс-вышний скрыт от нас, но иногда Он дает нам возможность увидеть одним глазком — насколько глубоки бывают люди, насколько особенными бывают люди.
Всем известно учение святого Бааль Шем Това: никогда никого не судите, потому что вы никогда не узнаете, как много добра они сделали, не ведая этого. Что мы знаем о другом человеке, как мы можем судить, насколько он свят? Ведь часто святость людей не видна нам.
В городе Кориц был рав — реб Пинхас, один из трех лучших учеников Бааль Шем Това. Все евреи Корица были святы. Все евреи Корица три раза в день ходили в синагогу, ели только кошерное, соблюдали субботы и праздники. Но был в городе один еврей — портной, шнайдер. Ни разу его не видели в синагоге, ни разу не видели, как он покупает кошерное мясо. А видели его обычно выходящим ночью пьяным из трактира.
Однажды реб Пинхас увидел какое-то собрание у синагоги и спросил:
— Что здесь происходит?
Говорят ему:
— Умер самый ничтожный еврей города, и никто не хочет идти на его похороны.
— Кто же этот еврей?
— Это Авреймеле-портной.
— Портной?
И тут ребе Пинхас начинает рыдать и всхлипывать:
— Ой-вей, гевальт, как мне больно… Мой друг Авреймеле-портной покинул мир… Когда похороны? Конечно, я пойду.
Евреи Кореца знали, что реб Пенхас почти никогда не ходит на похороны. И им стало ясно, что если он собирается идти хоронить портного, этот портной — наверняка один из 36 скрытых праведников. И все пришли на похороны, и все плакали: «Шнайдер, хейликер шнадер (портной, святой портной), помолись за меня, помолись за моих детей…»
Наши мудрецы учат: если хотите знать, какое место на Небесах уготовано человеку — посмотрите на его похороны. А эти похороны были совершенно особенными…
На следующий день реб Ейве, тоже один из лучших учеников Бааль Шем Това, которого в день похорон не было в городе, пришел навестить своего друга реба Пинхаса:
— Реб Пинхас, я не понимаю… Ты можешь ввести в заблуждение весь город, так что все решат, что этот портной был одним из 36 праведников, то мы-то с тобой знаем правду: это был очень простой еврей, и наверняка за ним числится полно грехов… Чем же он заслужил такие похороны?
Мы никогда не знаем, мы никогда не знаем…
— Я расскажу тебе, реб Ейве. Ты помнишь, мы с женой удочерили девочку, Фейгу? Мы воспитывали ее, как родную дочь. Сейчас ей уже 14 лет, и мы нашли ей жениха: сироту из соседнего города. Мы набрали денег в долг у всех знакомых, чтобы отпраздновать красивую свадьбу. Свадьба была несколько недель назад.
Всего за несколько минут до хупы жених подошел ко мне и говорит: «Ребе, ты забыл купить мне талит, как принято по нашему обычаю…» — «Ой-ой-ой, у меня уже не осталось сил искать человека, который бы одолжил мне денег на новый талит… Может, я куплю его тебе через месяц-другой?» Я увидел слезы в его глазах: он так ясно ощутил, что он — никто, и отца у него нет, и талита на свадьбе у него не будет. Тогда я сказал: «Подожди минутку… может быть, Б-г откроет для меня Врата…»
Я вышел на улицу в поисках того, кто одолжит мне десять рублей на талит. Я решил постучаться в первый же дом, в котором увижу свет. Я постучался к портному, он открыл мне дверь. В его лице было столько огня, столько доброты, столько святости. Он сказал: «Ребе, я и мечтать не мог, что ты придешь ко мне в дом! Знай, нет ничего, что бы я не сделал для тебя!» — «Дорогой Авреймеле, мне нужно десять рублей: купить талит жениху моей Фейгале» — «Я очень беден, я не могу дать тебе десять рублей, но вот один рубль — могу». Я поблагодарил его и благословил, взял рубль и с легким сердцем вышел на улицу.
Я успел пройти только один квартал, как услышал, что кто-то бежит за мной. Я обернулся: это был Авреймеле. Я остановился, поджидая его. Он плакал — так горько плакал. «Шнайдер, зиселе шнайдер (портной, дорогой портной), что у тебя болит, как тебе помочь?» — «Ребе, мне стыдно спрашивать, но приходится… Видит Б-г, как я беден… но если я дам тебе все десять рублей, как ты думаешь — будет у меня доля в Грядущем Мире?..»
Я положил руки ему на голову: «Шнайдер, дорогой мой шнайдер, я клянусь тебе Именем Б-га Живого, я клянусь тебе Б-гом Авраама, Ицхака и Яакова, я клянусь тебе Б-гом четырех праматерей, я клянусь тебе — у тебя есть доля в Грядущем Мире! Ты сделал такое доброе дело: отдал свои последние деньги на талит для сироты — я обещаю тебе, у тебя есть доля в Грядущем Мире».
Ты знаешь, реб Ейве, сегодня я шел за его телом, но душа его была завернута в талит — тот самый талит, который он купил для моей Фейгале.
Нам не дано знать, нам не дано знать — нам не дано знать, как свят может быть самый простой человек и как велика его доля в Грядущем мире…
Перевод Батшевы Эскин
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.