Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Мудрый сердцем возьмет заповеди, а глупец станет колебаться»

 

Сказано в Притчах: «Мудрый сердцем возьмет заповеди, а глупец станет колебаться». Это значит: тот, кто мудр сердцем, знает, какая великая сила заключена в заповедях, и будет неустанно стремиться выполнять их. Глупец же станет сомневаться, а из-за этого поленится и в итоге ничего не достигнет. И глубокий смысл этого вот в чем: тот, кто мудр и постиг суть нашей Торы, конечно, будет очень любить заповеди, которые в ней записаны.

И вот какой притчей можно это пояснить. У бедного лавочника есть только одна счетная книга, в которой отмечены все расходы и доходы его лавки. Там указано, какие кредиты он взял, сколько товара он купил для своей лавки за такое-то время и сколько заработал на продаже этого товара. И хотя вполне может оказаться, что вся его выручка — несколько рублей, все равно стоит учесть ее, чтобы знать на будущее, стоит ли снова покупать такой товар.

Посмотрим теперь на счетные книги богатого лавочника, в магазине которого товаров на тысячи рублей. Оказывается, в них тоже указано — как напоминание приказчикам, — какой товар приносит самую большую выгоду. Этот лавочник ведет такие книги, потому что хочет, чтобы его служащие, встретив этот товар, сразу покупали его, значит, увидев товар в этой книге, мы можем быть уверены, что он приносит самую большую прибыль. Иначе не стал бы он портить книги, записывая в них что-то одновременно ничтожное и значительное. А что, если мы полистаем счетные книги самого богатого фабриканта, такого, как Ротшильд? Оказывается, и там записаны инструкции служащим относительно некоторых товаров или долговых расписок, приносящих самую большую прибыль.

Сказано там, что как только они встретят именно этот товар или эти расписки — пусть немедленно скупают их, и большая выгода гарантирована. И мы точно знаем, здесь речь идет не о прибыли в тысячу или две рублей: для такого богача это — ничто. Несомненно, подразумеваются сотни тысяч рублей.

То же самое у нас, но еще и в тысячу раз сильнее. Давайте откроем счетную книгу Святого, благословен Он, Царя всех миров, то есть Его Тору, которая есть корень, питающий все Творение (как написано: «Б-г создал меня началом Своего пути, первым деянием Своим») и любимое каждодневное занятие Вс-вышне-го (как сказано в Писании: «...и буду я любимым занятием Его изо дня в день»). Что же мы увидим? Увидим, что в ней записаны те дела, которые стоит делать человеку, если он хочет, чтобы его прибыль была самой большой (как сказано в отрывке из цицит: «...Чтобы помнили вы и исполняли все Мои заповеди и были бы святыми для Б-га вашего»). Значит, мы должны сразу понять, как велика будет эта прибыль*, — она ведь тем больше, чем богаче Тот, Кто ведет эту книгу.

* Эта же притча поможет нам понять, как велик ущерб от совершенного преступления. Если в записной книжке мелкого лавочника записано, что с таким-то товаром не стоит связываться, потому что можно понести убытки, как однажды уже было, — вероятно, речь идет всего лишь о нескольких рублях ущерба. Если то же самое написано в счетной книге хозяина большого магазина, на полках которого можно найти товаров на десятки тысяч рублей, — скорее всего, и убыток, от которого предостерегает счетная книга, так же велик. Если же в конторских книгах управляющего всеми фабриками Ротшильда говорится, что его служащие должны избегать такого-то товара или таких-то расписок, — на них, видимо, можно поте-' рять уже сотни тысяч рублей.

И то же самое, да еще и в тысячу раз сильнее, относится к Торе Святого, благословен Он. Там записано, что некоторых действий совершать не следует — например, нельзя сбривать волосы края бороды и головы, нельзя надевать одежду из смеси шерсти и льна, нельзя совершать других запрещенных действий, — и можно быть уверенным, что ущерб от этих деяний просто ужасен.

И счастлив человек, который будет стремиться выполнять заповеди со старанием и преуспеет в этом! Человеку, понимающему все то, что мы здесь рассказали, даже в голову не придет лениться! Представьте себе, что кому-то случилось увидеть в магазине предлагаемую за бесценок вещь, которая на самом деле стоит, скажем, десять тысяч рублей. Если он понимает, какую драгоценность, какое огромное состояние он нашел, — он, конечно, бросится по соседям, стараясь любым способом достать те несколько рублей, которые за эту вещь просят — взаймы или в подарок, — совершенно не думая об усталости. Купив же эту вещь, он преисполнится счастья. А глупец, который не понимает, насколько свята эта счетная Книга, и не понимает поэтому святости всех тех деяний, которые в ней записаны, — он станет колебаться, а поэтому непременно выйдет так, что он поленится выполнять заповеди. И в этом смысл упрека, который высказывает Б-г благословенный Израилю словами: «...ибо поленились вы Мне, Израиль». Мидраш объясняет его так: «Весь день вы работаете и не чувствуете себя усталыми, поэтому и не ленитесь; почему же вы начинаете чувствовать усталость именно тогда, когда приходит время молитвы?»

Шем Олам, 2, 3


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.