Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Массовый карантин, запрет на проведение мероприятий и закрытие учебных заведений сказались и на еврейской религиозной жизни. Хупа на улице, Стена Плача без поцелуев и другие приметы времени. На фото: молящиеся стоят на расстоянии 2 м друг от друга, как этого требует минздрав.

Полицейский в синагоге

В 1831 году, задолго до нынешней пандемии коронавируса, главный раввин Познани р. Акива Эйгер издал ряд галахических постановлений, направленных на борьбу с холерой, которая охватила в те дни Европу. Под требованиями раввина с удовольствием подписались бы современные медики: прежде всего, р. Эйгер поручил создать комитет, ответственный за соблюдение санитарных норм. Кроме всего прочего, эта структура должна была заниматься поддержанием чистоты в домах бедных горожан (в группе риска, выражаясь современным языком) и напоминать о необходимости кипятить предназначенную для питья воду.

Чтобы уменьшить число прихожан в синагогах в дни осенних праздников и снизить шанс заражения опасным недугом, раввин Познани провел лотерею. Половине участников выпало молиться в Рош а-Шана, оставшейся половине — в Йом-Кипур. По инициативе р. Эйгера местные полицейские следили за тем, чтобы в синагогах не было тесно. В одном из писем, направленных еврейским общинам Пруссии, раввин называет конкретную цифру: «Недопустимо устраивать сборища в тесных помещениях, но можно молиться по очереди, каждый раз — количеством в 15 человек».

Усилия раввина возымели успех, а сам р. Эйгер получил благодарственное письмо, подписанное императором Фридрихом III. 

Дистанция между гостями

Ограничения, вызванные коронавирусом, вводились — и вводятся — в Израиле поэтапно, влияя на привычный ход жизни, включая религиозную практику. На данный момент общеобразовательные учреждения закрыты, наемные работники в массе своей отправлены в неоплачиваемые отпуска, число оставшихся не должно превышать 10 человек на комнату, отменены любые мероприятия в закрытых помещениях с участием более 20 человек. Как быть, например, со свадьбами? Строчка из популярной израильской песни «Еврейская голова изобретает патенты» стала лучшей иллюстрацией происходящего. Как минимум трижды в иерусалимских районах Меа Шарим и Байт ва-Ган, а также в центре Тель-Авива церемония хупы состоялась прямо на улице. Ближайшие родственники и просто случайные зеваки стояли на расстоянии двух метров друг от друга, как это предписывает министерство здравоохранения Израиля. В ешиве религиозных сионистов «Мерказ а-рав» хупа прошла во дворе, а многочисленные друзья жениха разместились на балконах учебного заведения, исполняя свадебные песни и даже танцуя.

Впрочем, всем патентам патент был представлен публике в одном из супермаркетов. Именно там решили пожениться неназванные жених и невеста, поскольку на продуктовые магазины запрет «больше 10 не собираться» не распространяется.

Подчиняясь требованиям, опустели и израильские синагоги. Главный сефардский раввин Ицхак Йосеф направил письмо, в котором подчеркнул: «Любое указание министерства здравоохранения равнозначно галахическому постановлению». Р. Йосеф попросил воздержаться от посещения Стены Плача. В свою очередь, раввин Стены Плача р. Шмуэль Рабинович обратился к посетителям главной еврейской святыни с просьбой не целовать камни стены. Охранники следят за тем, чтобы визиты осуществлялись группами, не превышающими 10 человек, и чтобы между молящимися было значительное расстояние. 

Молитва лидера поколения

Нерешенным остался вопрос, касающийся мацепекарен. Наиболее кошерной считается маца, выпеченная вручную, и на нее есть немалый спрос. Однако запрет на одновременное пребывание в пекарне более чем 10 работников может привести к дефициту ручной мацы. Поскольку от момента замеса теста до полного пропекания мацы должно пройти не более 18 минут, в таких мацепекарнях штат довольно значителен, поскольку каждый сотрудник занимается отдельной функцией: один перемешивает ингредиенты теста, другой замешивает, третий разрезает на части, четвертый раскатывает скалкой, пятый проделывает отверстия, и так далее. Ситуация осложняется и тем, что носить предписанные минздравом резиновые перчатки пекари не могут — материал попросту расплавится от жара печей.

Тем временем лидер поколения раввин гаон Хаим Каневский вместе с раввинами-каббалистами р. Шимоном Галаем и р. Шимоном Баадани собирается провести молитву за благополучие евреев всего мира и скорейшее спасение от коронавирусной инфекции. Лица, которые хотят быть упомянутыми в индивидуальном порядке, могут внести пожертвование — все собранные таким образом деньги будут переданы в фонд помощи малоимущим «Купат а-ир».

Последнее обстоятельство особенно важно. Пока врачи занимаются разработкой вакцины, нужно помнить о написанном в недельной главе Торы: «Когда будешь вести счет сынам Израиля по их счислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Господу при счислении их, и не будет среди них пагубы». Цдака, молитва и изучение Торы испокон веков являлись защитой еврейского народа от всякого рода напастей. Пусть заслуги предков и наши личные усилия в духовном аспекте защитят народ Израиля!


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.