Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Евреи, потомки пророков, знают в душе, что при наступлении субботы шалаш мира простирается над всем мирозданием

Субботняя ночь — категория богобоязненности, качество Ицхака

«Три заповеди в слове בראשית (В начале)… 3. Суббота. Из букв слова בראשית составляются слова ירא שבת, “боящийся субботы”» (ТикунейЗоар). «Ибо хранящий субботу называется богобоязненным, слова стиха “страшащиеся Моего Имени” толкуют, как говорящие о соблюдающих субботу. И сказано в Иерусалимском Талмуде: “Боязнь субботы — на простолюдинах. Человек представляет, как будто Царь Царей стоит над ним всю субботу, и боится, как бы не оступиться в нарушении субботы” (р. Цадок аКоэн).

Такова форма обращения мироздания в час освящения субботней ночи. Все посланничества возвращаются к Пославшему их, говоря: “Мы выполнили твое задание” в боязни и трепете по отношению к принятию их посланничества и в страхе при их возвышении обратно к своему корню. Таков и лик святого Израиля: “Каждого еврея сразу же при наступлении субботы охватывает страх и трепет. Аризаль считал, что трапеза в субботнюю ночь соответствует святости Ицхака… Человек представляет себе, как будто Всевышний стоит над ним, и его охватывает страх” (При Цадик).

“Суббота наступления субботы — это страх, и пребывает в ней страх” (Зоар).

“Перед Ним будем мы служить в боязни и страхе” — из вечерней молитвы в субботу.

“Распростирающий шалаш мира”

Евреи, потомки пророков, знают в душе, что при наступлении субботы шалаш мира простирается над всем мирозданием. Царство Всевышнего пребывает в нижних мирах: “Сотворенные материальные объекты, такие как солнце, луна, звезды, земля и живущие на ней — все изменяется в субботний день, и все наполняется светом святости субботы” (Сидур раби Моше Кордоверо). Они разумеют корень того, что “ворота внутреннего двора, обращенные на восток, будут закрыты в шесть рабочих дней, а в день субботний откроются”, и тогда свет эманации святости распространяется на все мироздание». «Иди и смотри: когда освящается день при наступлении субботы, шалаш мира пребывает и распростирается в мире. Что есть шалаш мира? Это суббота… Ведь когда пробуждается ее святость в мире, дух нечистоты не пробуждается с ней, и одно устраняется из-за другого. И тогда мир находится под высшей защитой, и не нужно молиться об охранении, например произносить “Хранящий народ Израиля вечно”, как в будни» (Зоар).

Тогда святой народ охватывает богобоязненность «со стороны святости страха и трепета, которых евреи достигают сразу при наступлении субботы и говорят: “Перед Ним будем служить в страхе и трепете, и святость богобоязненности устраняет все недобрые мысли из сердца”» (При Цадик). …Аннулирование всех чуждых мыслей и страстей, оставляя только страсть невесты навстречу Царю. Это святая богобоязненность, приводящая к высшей любви, — ведь «нет любви в месте страха, и страха в месте любви, но лишь только в качествах Всевышнего».

Храни, чтобы освящать его

«Ночью — “поле яблок”, то есть страсть, которая является качеством женского начала, как известно» (Цидкат аЦадик). Сыны ее выходят в поля, чтобы встретить ее, и Мудрецы в духе святости установили принимать лик субботы, читая отрывки из Псалмов, смысл которых — раскрытие Царства Всевышнего в мире.

Еще засветло пробуждается ощущение святости, и это любовное томление меняет обычное поведение человека. Написано: «И будут хранить сыны Израиля субботу, делать субботу на все свои поколения…» Это означает — готовить вещи в честь субботы… Здесь мы видим указание, что человек должен сам делать вещи, нужные для субботы, в честь субботы, и даже если у него есть много слуг, он должен сам подготовить что-то для субботы. Как сказано в Гемаре: рав Папа обжигал голову барана, Рава солил рыбу (в честь субботы).


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.