Каждую ночь ровно в двенадцать часов Давида будили нежные звуки его золотой арфы, висевшей в спальне возле окна. Полночный свежий ветер, касаясь ее струн, извлекал из них чудесную музыку. Освежившись легким сном, великий псалмопевец усаживался за стол и сочинял прекрасные псалмы во славу Б-га.
Под царским окном лежал тихий пруд, и лишь кваканье лягушек нарушало ночной покой.
В своих псалмах Давид изливал душу, прославляя великое Имя Творца:
Благословлять буду Г-спода во все времена
Хвала Ему постоянно будет на устах моих.
Иногда, опасаясь, что разгневал Б-га неправым деянием, Давид рассказывал в псалмах о том, как скорбит его сердце:
Почему, Г-сподь, стоишь в отдалении
Скрываешься во время бедствия?
Иногда выражал он в стихах надежду, что Б-г защитит Свой народ:
Г-сподь — пастырь мой; ни в чем не будет у меня недостатка.
На роскошных лугах даст мне отдохнуть
Будет приводить меня к спокойным водам.
Душу мою успокоит Он;
Поведет меня прямыми путями ради Имени Своего.
Иногда Давид негодовал на нечестивцев, замысливших разрушить Израиль, и предвещал им неминуемый праведный суд:
Г-сподь — Б-г возмездия, Б-г возмездия, яви Себя!
Восстань, Судья земли, и воздай гордецам по заслугам!
До каких пор будут злодеи — о, Г-сподь! — до каких пор будут злодеи торжествовать?!
Речи их самоуверенны; возвеличиваются все творящие беззакония.
Угнетают они народ Твой, Г-сподь, притесняют удел Твой.
Убивают они вдов и пришельцев, губят сирот.
И говорят они: «Не увидит Б-г, не узнает Б-г Яакова».
Одумайтесь, неразумнейшие из людей! Когда вы образумитесь, глупцы?
Тот, Кто наделил человека способностью слышать, неужели не услышит?
Тот, Кто дал человеку зрение, неужели не увидит?
Так просиживал он ночи напролет, до самой зари, по многу раз переписывая псалмы и доводя их до совершенства.
Однажды царь Давид был особенно доволен собой. Он только что закончил псалом, в котором страстно молил Б-га о помощи в трудные времена.
Спаси меня, Б-же; ибо воды дошли до души моей.
Утопаю я в трясине глубокой, и не на чем стоять;
Попал я в глубины вод, и поток увлекает меня.
Устал я, взывая, высохло горло мое, глаза мои в ожидании Б-га.
Давид знал, что это одна из лучших его поэм, идущая из самой глубины души. Он шагнул к окну и, ликуя, выкрикнул в ночь:
— Великий Б-г, горжусь я собой. Кто в мире лучше меня поет Тебе славу? Чьи песни лучше моих воспевают Тебя?
Не успел гордый царь вымолвить эти слова, как в тихом пруду под окном послышался плеск воды: маленькая лягушка, вся в бородавках, покрытая илом и водорослями, выпрыгнула оттуда и проквакала:
— Не нужно так бахвалиться, гордый человек. За тысячи лет до тебя мои предки громко славили Создателя и Его дела, как и теперь это делают все мои родичи и я. Мы не ждем полуночи, чтобы начать Его воспевать, — мы квакаем непрестанно. Вот послушай сердцем своим, как мы Ему поем!
И началось кваканье на все лады и голоса — это лягушки славили Б-га.
А Б-г принял сторону маленькой лягушки и сказал самодовольному царю:
— Все Мои создания поют Мне славу — каждое на свой лад. Я же от них не требую ничего, кроме благодарности за то, что Я дал им жизнь. В моих глазах лягушки и поэты равны в своих хвалебных гимнах!
Понурил голову Давид, долго молчал и все думал, думал…
Потом медленно подошел к столу и начал писать:
…Восхвалите Г-спода с земли, морские твари и все обитатели бездн;
Огонь и град, снег и туман; буйный ветер, послушный воле Его;
Горы и все холмы, плодовые деревья и все кедры;
Дикие животные и весь домашний скот,
Гады и крылатые птицы;
Земные владыки и все племена…
Да восхвалят они Имя Г-спода,
Ибо лишь Его Имя превознесено над всем,
И слава Его — на земле и на небе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.