Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Царь, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца
«Ибо высшая суббота — конец Ацилута. И таков обычай материального мира — невесту ищут в самом конце (т.е. человек сначала строит дом, устраивает свое материальное благополучие, а потом уже ищет себе невесту). И так наказал царь Шломо (Притчи 24:27): “Соверши дела свои вне дома и приготовь их на поле, а затем и устрой дом свой” (рабейну Бехайе). Невеста приходит последней, она — цель всего. После того, как жених готовит себя, чтобы быть обеспечивающим и создающим, невеста — принимает все эти приготовления, чтобы давать плоды. Нет у невесты — у женского начала — ничего от себя, но лишь то воздействие, что она получает. Но она предуготована для того, чтобы стать сосудом, включающим в себя все воздействия для одной цели: дать плоды.
Такова и сущность луны, у которой нет ничего от себя, но лишь свечение, которое она получает от солнца. Это благословение она дает земле, способствуя росту плодов. Такова и форма “земного царства”. При благословении нового месяца есть обычай говорить: “Давид, царь Израиля, жив и существует”, ибо его царство уподоблено луне и в будущем обновится, подобно ей. И Община Израиля вновь прилепится к своему Мужу, Всевышнему, подобно луне, обновляющейся с солнцем, как сказано: “Ибо солнце и щит — Господь”. И потому во время освящения новой луны радуются и танцуют, подобно радости бракосочетания» (Шулхан арух, Орах Хаим, Рама 428). Община Израиля — это женское начало, которое «вновь прилепится к своему мужу». «Царь Давид уподобляется луне, у которой нет ничего от себя, и потому он называл себя “бедняком”, у которого есть только то, что ему дает Всевышний… и это корень качества Малхут… И это корень общины Собрания Израиля, отсчитывающих календарь по луне» (раби Цадок аКоэн).
Такова и суть небесного качества Малхут: «Все управление Малхут — это женское начало, у которого нет ничего от себя» (раби Авраам сын Виленского Гаона). Оно — сосуд для получения воздействий от всех остальных атрибутов управления: «Шехина (=Малхут) — сосуд для всех (остальных качеств)» (Тикуней Зоар). Все это — с одной целью: чтобы она сделалась корнем для пребывания Шехины Всевышнего в нижних мирах; в этом ее «плод». «Невеста — это Шехина» (Зоар). Таков и смысл слова невеста — כלה: она сосуд, כלי, для получения воздействии, она обобщает, מכלילה, все воздействия в одну структуру. Она — цель всего, на нее направлены все приготовления и воздействия.
Общая цель — единство между ней и Женихом, совершенная радость бракосочетания — соединение луны и солнца. Тот день, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет всемеро, как свет Семи дней» (Йешая 30).
Это радость, которая будет в день, который весь — суббота.
Хотя мы объяснили, что сущность качества Малхут — принятие воздействия, его лик, обращенный к воцаряющим, предстает, как воздающий им благословение и существование — материальное и духовное. Ведь в основе этого атрибута заложен корень всей реальности обитателей нижнего мира во всех его деталях, и он дает им энергию существования.
В земном царстве мы тоже можем видеть нечто подобное: царь называется «кормильцем поколения». Совершенное царство является каналом для получения воздействия, через который Всевышний дает благо Израилю и всему миру. Таково отношение царя к тем, кто воцаряет его: он дает, а не получает.
«Нет царя без народа». «Царь властвует над народом, отделен от народа» (Маараль).
В царской власти есть амбивалентный аспект: с одной стороны, вся его суть — отношение и соединение царя с воцаряющим его народом. С другой стороны, сам царь отделен от народа.
Так обстоит дело и в корне вещей. Малхут есть корень раскрытия реальности от Всевышнего, ибо Он пожелал раскрываться как Царь над своими созданиями, и понятие царства делает обязательным существование воцаряющих. Однако Сам Бесконечный, в своей сущности, отделен от мира, и мысль совершенно не постигает Его — «нет вообще места для сотворенных с Ним, поскольку они не имеют отношения к Его сути. Но лишь когда Он желает их, тогда из-за этого желания и воли они становятся для Него как бы в радость и в славу» (Рамхаль, Даат Твунот 58). Ибо так «возникло в Его воле соединиться с мирами и царствовать над созданиями в соответствии с их деяниями» (Нефеш аХаим ч.2, гл.4).
Вот как определяет это Маараль: «Всевышний — царь над созданиями, поскольку созданиям необходимо Царство Небес, а Он отделен от них. И поскольку Он выше всего, Он превозносится над ними».
Возвышенность данной концепции выражается в имени, которым называют Всевышнего мудрецы: «Святой, благословен Он». «Мудрецы называют Всевышнего “Святой, благословен Он”… ибо Его истинная сущность не известна. Известно лишь то, что Он отделен от всякой материи, тела и от всего существующего… ведь “святой” означает “отделенный” (Маараль). А со стороны Его соединения с мирами говорят: “Благословен Он”, ибо Он — источник всех благословений», — как объясняет там же Нефеш аХаим.
Данное амбивалентное восприятие находится в основе акта воцарения, исполняемого человеком. Ведь воцарение выполняется только при условии понимания одновременно соединения царя с подданными и его отделенности. Это постижение заложено в корне человека, того существа, что воцаряет своего Творца: «И потому есть различные группы небесных воинств. Одна говорит: свят, и это серафим… а вторая напротив них прославляет и говорит: Благословен, и это офаним и хайот… ибо каждая группа освящает в соответствии со своим источником и корнем в духовных мирах… Но сыны Израиля внизу говорит оба прославления: свят и благословен, поскольку они включают в себя все источники и корни вместе» (Нефеш аХаим 1, 11). Поразмыслите над этим как следует.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.