Темы: Археология, Еврейская история, Истинность Торы, Батшева Эскин
Практически вся территория Израиля представляет собой огромную, скрытую под землей, энциклопедию. Почти в любом месте слегка копни — и найдешь глиняный черепок, которому несколько тысяч лет.
При этом ситуация с археологическими раскопками в Израиле совершенно ужасающая. Все неравнодушные израильские экскурсоводы с болью в сердце рассказывают о том, как, обнаружив древнюю синагогу или даже целое поселение, археологи вновь засыпают раскоп специальным «облегченным грунтом» — для следующих поколений.
Официальная причина этого в том, что у государства нет таких средств, чтобы проводить широкомасштабные повсеместные раскопки. Истинная же причина гораздо серьезнее. Ведь хотя многие состоятельные люди готовы вложить в раскопки свои частные капиталы, попытки эти пресекаются, и всё проводится только под руководством Министерства древностей.
Дело в том, что археология в Израиле — это вопрос политики и мировоззрения. И столько же времени, сколько существует археология, существует и так называемая «теория библейской критики», которую также называют «теорией подделки Библии». Приверженцы этой теории утверждают, что Тору следует рассматривать не как единый текст, а как механическое объединение нескольких «источников», что у Торы было несколько авторов, и что все Пятикнижие полно «поздних вставок». В принципе, теорию можно выдвинуть любую — пока не существует научных подтверждений истинности Торы.
Но несмотря на отсутствие средств, сопротивление левых сил, на антирелигиозность самих археологов — Святая Земля начала показывать свои сокровища. Появление на свет Свитков Мертвого моря и жертвенника на горе Эйваль начало расшатывать библейскую критику, которая, ссылаясь на «науку», утверждала, что Тора, по сути, является сплошной подделкой.
Благодаря проекту просеивания грунта с Храмовой горы стали обнаруживаться новые доказательства истинности Торы. Все началось, когда на южном склоне Храмовой горы в 1996-м году начали строить мечеть, и для этого удалили древние залежи накопившегося грунта. Раскоп производился с помощью тяжелой техники и без археологического надзора. Извлеченный грунт был сначала собран на свободной территории на востоке Храмовой горы, а затем вывезен на сотнях грузовиков и выброшен на городской свалке в Эль-Азарие, в районе перекрестка Цомет А-Заим, в долине Кедрон, а также на старом участке Отдела общественных работ, что на улице Невиим.
В 2005-м году был инициирован проект просеивания грунта, вывезенного с Храмовой горы, с целью его изучения и исследования, насколько возможно, и спасения артефактов, которые еще не разрушены полностью. Проект проводится под академической эгидой Университета Бар-Илан. В рамках этого проекта грунт был перевезен в Национальный парк Эмек-Цурим, где специалисты и добровольцы начали кропотливую работу по спасению от уничтожения сотен археологических артефактов.
И вот недавно в ходе просеивания была обнаружена печать (по-латински — булла), принадлежавшая высшему сановнику Иудейского царства, жившему около 2.600 лет назад, то есть во времена Первого Храма.
Такого рода печати использовались в древние времена для запечатывания писем — чтобы сохранить неприкосновенность их содержания до получения адресатом.
Диаметр печати — всего один сантиметр, но на ней хорошо видна надпись «Адоньяу ашер аль а-байт» — то есть «Адоньяу, начальник над домом», и это позволяет ученым прийти к заключению, что владелец печати был «первым министром» древнего еврейского государства, как, например, Овадьяу (Овадья), который служил при дворе царя Ахава и спас пророков от царицы Изевель (см. Книгу Царей I) и Эльяким бен Хилькияу, выполнявший эту должность при царе Хизкияу и проводивший переговоры с парламентером ассирийского царя Санхерива — Равшаке. Тем же титулом еще раньше величал фараон и Йосефа (Берешит 40:41).
Нам известны по крайней мере три человека в истории, которых звали именем Адоньяу. Один из них — сын царя Давида, другой был левитом во времена правления царя Йеошафата, а третий жил во времена Нехемьи.
В марте 2019 в Городе Давида была найдена другая редкая булла, принадлежавшая Нетану-Мелеху, слуге царя (ле-Нетан-Мелех эвед а-мелех). Имя Нетана-Мелеха («царедворца, что в поместье» царя Йошийау) упоминается в Книге Царей II (23:11), и археологи утверждают, что эта находка явилась первым доказательством того, что описанные в Танахе события являются не только вопросом веры, но также историческим фактом.
Ценность как этой находки, так и буллы с именем Адоньяу (в отличие от многих других подобных печатей, продающихся на черном рынке, происхождение которых не доказано), состоит в том, что эти артефакты были найдены в правильном археологическом контексте. Контекст — это намного больше, чем просто место находки: он включает хронологические и пространственные связи. А булла с именем Адоньяу была найдена не просто в Иерусалиме, а при раскопках большого двухэтажного здания, в котором во времена Первого Храма располагался административный центр Иудеи.
Еще раньше, в феврале 2018-го года, в раскопках Офеля у подножия Храмовой горы (недалеко от того места, где в 2015-м году была обнаружена печать царя Хизкияу) археологи нашли еще одну печать — с надписью «ле-Йешаяу», — которая, скорее всего, принадлежала не кому иному, как великому пророку.
Надпись на печати с титулом Адоньяу «ашер аль а-байт» дает ученым шанс разгадать еще одну историческую загадку, ключи к которой было невозможно подобрать в течение последних 150 лет — с момента раскопок 1870-го года, произведенных в Иерусалиме французским археологом Шарлем Клемоном-Ганно. Обнаруженное тогда каменное захоронение времен Первого Храма содержит надпись (на нее можно посмотреть в Британском музее), в которой есть и слова «ашер аль а-байт» и три последние буквы имени, совпадающие с окончанием имени Адоньяу.
До сих пор ученые полагали, что в этой могиле был захоронен знатный вельможа при дворе царя Хизкияу — Шевна, которого также называли Шеваньяу, но новая находка дает основание начать новые изыскания, связав захоронение с другим сановником — Адоньяу.
К какому бы выводу ни пришли ученые, ясно, что личная печать приближенного еврейского царя периода Первого Храма — это еще одно звено в длинной цепи еврейской истории Иерусалима. Каждая новая находка является историческим подтверждением того или иного факта, содержащегося в Писании, и даже самым антирелигиозным скептикам уже пришлось замолчать.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.