Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Аврааму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

В нашей недельной главе рассказывается об уничтожении городов Сдома и Аморы. Всевышний пролил на них дождём серу и огонь, и они исчезли с лица земли. Там, где они были, сейчас находится Мёртвое море с очень высокой концентрацией соли.

За что Сдом был перевёрнут и уничтожен? Там совершалось множество преступлений, мы читаем о страшном разврате — части местного «гостеприимства». Но всё-таки основной причиной уничтожения стало не это. Говорит пророк Йехезкель (16, 49): «Вот в чём было беззаконие сестры твоей, Сдом: гордость, пресыщение хлебом, спокойствие было (свойственно) ей и дочерям её, и руки бедного и нищего она не поддерживала». Т.е. основной причиной уничтожения Сдома стало то, что там не помогали нуждающимся.

Мидраш говорит, что в Сдоме в законодательном порядке было запрещено помогать нуждающимся. Возникает вопрос: мы знаем, что Б-г дал всему человечеству семь заповедей — не убивать, не грабить, не поклоняться идолам и т.д. Повеление оказывать помощь нуждающимся, проявлять милосердие в число этих заповедей не входит!

Так за что же Сдому полагалось уничтожение? Чтобы дать ответ, приведём пример из жизни.

Одной маме многодетной семьи требовалась помощница, которая снимет с неё часть хозяйственных забот. Она наняла женщину, которая прекрасно справлялась с работой: быстро и качественно управлялась с текущей уборкой, стиркой, глажением, мытьём окон, экономно расходовала моющие и чистящие средства, аккуратно обращалась с бытовой техникой, кроме того, готовила вкуснейшие обеды и не отказывалась от мелких поручений. В доме воцарились чистота и уют. Всё убрано, всё блестит, всё сварено…

Но через некоторое время хозяйка замечает, что одно из её украшений пропало. И есть веские причины полагать, что в этом виновата домработница. Хозяйка начинает думать, что делать: с одной стороны, помощница прекрасно справляется с работой по хозяйству. С другой — обоснованное подозрение в воровстве… Может быть, следует на первый раз предупредить её? Может быть, уволить? А может быть, поместить все украшения в сейф, чтобы у домработницы не было к ним доступа? У такой помощницы по дому есть свои плюсы и свои минусы.

А представьте себе другую ситуацию. Хозяйка приглашает помощницу по дому. Приходит тихая, милая женщина, спокойно садится на стул, достаёт пачку газет, спокойно читает их с 11:00 до 17:00 и спокойно уходит. Ни о каком подозрении в воровстве и речи нет. Как вам кажется, хозяйка будет долго думать, оставить её или нет? Не о чем и думать: зачем ей нужна домработница, от которой никакой пользы?

Написано: «Мир милосердием строится…» (Тэилим 89, 3). Другими словами, весь мир существует благодаря тому, что люди делают добро друг другу. Есть народы, которые нарушают предписанные им законы: грабят, поклоняются идолам, не избегают разврата и т.д. Это преступления, и Б-г за это наказывает. Но, как правило, в каждой цивилизации существуют принципы и обычаи помощи ближнему.

Общество же, которое совершенно не делает добра и даже поставило добро вне закона, законодательно запретив помощь нуждающимся, как жители Сдома и Аморы, чуждо самой основе этого мира и теряет таким образом духовный корень своего существования. Уничтожение этих городов — даже не наказание. А просто: такое общество выпадает из мироздания, как что-то лишнее.

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…