Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поистине, хорошо, когда ты радуешься милосердию Всевышнего. Но знай, что при этом необходимо избежать одной распространенной ошибки.

Сказал мне один человек из Дома Учения: «Я благодарю Б-га за то, что вы поднялись с больничной кровати и чувствуете себя лучше». И я ответил ему следующим рассуждением.

Поистине, хорошо, когда ты радуешься милосердию Всевышнего. Но знай, что при этом необходимо избежать одной распространенной ошибки. Когда состояние больного улучшается, люди обычно радуются этому и уже не сострадают ему как прежде. Однако это неправильно! Пока больной полностью не выздоровел, необходимо продолжать о нем волноваться и заботиться. Ведь он еще не до конца излечился и все еще страдает от своей болезни, поэтому людям следует продолжать разделять его горе. Причина этой ошибки заключается в следующем: люди, как правило, не ощущают боли другого, если только с ними самими, упаси Б-г, не произошло какого-либо из ряда вон выходящего несчастья. Поэтому, когда человек узнает, что больной поднялся со своего ложа, его сердце успокаивается, и он перестает сочувствовать ближнему. Не таков путь человека, разделяющего с другими их ношу, — он старается ощутить, насколько это только возможно, страдание ближнего, не ограничиваясь своими природными склонностями. Поэтому, пока больной полностью не поправится, необходимо по-прежнему ему сочувствовать.

И вот доказательство тому. Ривка проявила милосердие по отношению к Элиэзеру, начерпав воды для его верблюдов, чтобы путнику не пришлось этого делать самому, хотя для рабов Авраама это не составляло особого труда. И все же иначе она не стала бы ни женой нашего праотца Ицхака, ни матерью нашего праотца Яакова, ни праматерью всей Общины Израиля. Посмотри же, как велика награда, дарованная тому, кто разделяет с другими их ношу даже в самом малозначимом! И сколь бесчувственен человек, не сострадающий другому, упаси Б-г, в его большой беде! А после этого рассуждения я отметил: «Смотри, как велика сила Мусара, даже когда его идеи изложены предельно лаконично. Сколько ты сейчас приобрел знания, которое сохранится у тебя на всю твою жизнь!»

Поразительно, как важно разделить с другими их ношу согласно Учению Мусар [23]!


[23] «Если некто не понимает важности человека в глазах благословенного Создателя и весь мир со всеми обитателями для него — как загон для скота, то страх покинет его сердце. Все свои дни он будет лишен мудрости трепета перед Б-гом и не побоится нарушить запрет “словесной обиды”, может публично оскорбить ближнего, возвеличиться за счет унижения другого, клеветать, притеснять вдову и сироту, ненавидеть людей, радоваться чужому несчастью, ожесточать сердце и отводить руку от бедного, завидовать, обманывать, поступать неправедно, посягать на чужое имущество, мстить и затаивать злобу, пренебрегать уважением к отцу и учителю, втайне уязвлять ближнего, злословить, сеять раздоры и тому подобное. Такой человек не побоится греха, необдуманно и легкомысленно совершая поступки, требующие трепетного и глубокого осмысления, — ведь он недостаточно осознает важность мира и населяющих его людей. И окажется, что в большинстве его дел и путей у него нет трепета перед Б-гом!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 60).

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.