Из цикла «Знание Субботы», темы: Испытание, Цель творения, Свобода выбора, Суббота, Будущий мир, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек
«А в будние дни властвует Древо Познания добра и зла, оно же “Адам, сотворенный с двумя буквами йуд”, с добрым и злым началами, как сказано: “И сотворил (וייצר) Господь Бог человека”. Это и есть Древо Познания добра и зла, которым человек согрешил» (ТикунейЗоар).
Испытание человека в Шестой день — войдет ли он в День, который «весь суббота» — и есть испытание Древа Познания добра и зла.
«Древо Познания добра из зла — это смешение добра и зла» (ТикунейЗоар). «Древо смешения». «Известно, что человек до греха включал в себя только миры и силы святости, а не силы зла. Но после греха включились в него и смешались в нем также силы нечистоты и зла… Поэтому, когда Змей пытался ввести его в грех, он должен был прийти и совращать его извне. Не так сейчас, когда злое начало, совращающее человека, находится внутри него самого, и человеку кажется, что он сам и хочет, и стремится согрешить, а не кто-то другой снаружи совращает его» (Нефеш аХаим ч.1 гл. 2). А поскольку человек — это «образ Б-га», мироздания, то его действия, речи и мысли влияют на весь мир, и вследствие его греха зло смешалось со всеми частями мироздания.
После того как Адам оступился, эта работа — выделение зла из реальности и приобщение ее к добру — была возложена на его потомков, на все человечество. В этом и заключается работа «Шести тысяч лет» человечества: привести его, ко Дню, который весь — суббота. Это служение Шести будних дней человека, подготовка к Субботе. Ведь в день «царицы субботы властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (Тикуней Зоар хадаш).
В данной главе мы попытаемся разобраться, в чем заключается служение будних дней, и в чем его отличие от служения в день субботний.
«Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки! А некоторые говорят: Он должен “прощупывать” свои поступки» (Эрувин 13). Мудрецы указывают нам на основную суть служения человека: выбор. Как объясняет Месилат Йешарим (гл.3) начало ступеней служения: «Желающему блюсти себя необходимо внимательно вглядеться в две вещи. Во-первых, он должен обдумать, в чем же заключается истинное добро, которое человек должен предпочесть и избрать, и в чем — истинное зло, которого должно бежать. И во-вторых, он должен оценивать совершаемые поступки, выясняя, относятся ли они к категории добра или к категории зла».
Рамхаль объясняет далее: «Об этом возвестили наши мудрецы, сказав (Эрувин 13): “Лучше бы человеку не быть сотворенным! Но теперь, раз уж он сотворен — пусть дотошно анализирует свои поступки!”. А некоторые говорят: “Он должен “прощупывать” свои поступки”. И смотри-ка: две эти версии — два добрых и очень полезных предостережения. Потому что анализировать, доискиваться сути своих действий и поступков означает исследовать все свои поступки и выяснять, нет ли в них таких, которые нельзя было совершать, ибо они не соответствуют велению Всевышнего и Его законам. И все, что найдется подобного, человек должен уничтожить. Но “прощупывать свои поступки” означает — исследовать даже сами добрые поступки, исследовать и смотреть, нет ли в их направленности некоего недоброго намерения или некой примеси недоброго, которую необходимо убрать и ликвидировать. Подобно тому, как ощупывают свою одежду, чтобы проверить, добротна и крепка ли она или ветха и истерта. Так должен человек осязать и свои поступки буквально на ощупь, чтобы проверять их качество наиболее совершенным способом, чтобы они остались ясными и чистыми».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы