Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Освящение Имени Всевышнего
«Он сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!»[117]
На еврейский народ возложено освятить Б-жественное имя возвышенным и трепетным служением. К этому стремился раби Акива: «Все свои дни я с нетерпением ожидал, когда же я удостоюсь исполнить заповедь освящения имени Всевышнего…»[118] Об этом сказал Б-г: «через близких ко Мне Я освящусь и перед лицом всего народа почитаем буду»[119] — все праведные поступки, совершаемые человеком вопреки его естеству, являются освящением имени Б-га. И есть ли пределы награды тому, кто прославляет Царя всех царей, Святого, благословен Он?
«И соблюдайте, и исполняйте (Тору), ибо она — ваша мудрость и ваше понимание перед глазами народов, которые услышат все эти повеления и законы и скажут: однако мудрый и разумеющий этот великий народ»[120]. Данный стих Торы следует понимать так: «И соблюдайте» — изучайте Тору столь разумно, чтобы ваше «и исполняйте» даже окружающим народам дало понимание того, что Тора — Б-жественное Учение, источник мудрости и света. И тогда изучение Торы Всевышнего и возвышенное служение освятят имя Б-га.
Царь Давид учит нас как к этому прийти: «Отведайте и увидите, что благ Г-сподь и счастлив человек, находящий в Нем укрытие»[121]: «Отведайте» вкус мудрости — и «увидите, что благ Г-сподь», и тогда перед вами раскроется насколько «счастлив человек, находящий в Нем укрытие». А тогда и все народы осознают, что Тора — «ваша мудрость и понимание», и это станет освящением имени Б-га. В трактате Йома сказано[122]: «Что говорят люди о праведном человеке? — Счастье тому, кто изучал Тору! Благо его отцу и учителю… О нем говорит пророк: “Он сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в котором Я обрету великолепие!”[123]».
[117] Йешаягу 49:3.
[118] Брахот 61б.
[119] Там же.
[120] Дварим 4:6.
[121] Теилим 34:9.
[122] Йома 86а.
[123] Йешаягу 49:3.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.