Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Цель молитвы — искренняя исповедь, подчинение воле Б-жьей и благодарность Ему за доброту и милосердие

Необходимым условием покаяния является полное осознание своих действий в духе иудаизма. Конечно, глубина этого процесса зависит от уровня интеллекта данного человека. Но Господь дал нам великое учение и обязал им овладеть. Если бы нас учил тому, о чем говорится в Торе, некий мудрец, мы были бы ему бесконечно благодарны. Как же мы должны благодарить Самого Всевышнего! Наша признательность может выразиться в ревностном исполнении заповедей. И тогда Господь приблизит нас к Себе и снимет пелену незнания с наших глаз и откроется нам истина. И свершится пророчество, о котором сказано в Писании: «Господа превознес ты… соблюдал заповеди и законы Его… а Творец превознес тебя… выше всех племен… и сделал народом святым…» И еще сказано: «И увидят народы земли, что Господь с тобой, и убоятся тебя».

В исполнении заповедей очень важна чистота намерений. Все наши действия должны быть посвящены Всевышнему. Нельзя рассчитывать на признание людей, а тем более не следует бояться критики. Это относится к любым добрым делам, ведь если людям помогают не от чистого сердца, то они обязательно чувствуют фальшь такого неискреннего поступка. Что уж говорить об обязанностях перед Господом, Которому известны все наши помыслы!

Исповедь перед Богом должна быть абсолютно искренней. Следует очистить душу от всяческих мирских забот, сосредоточиться и молиться так, как молились великие праведники: «Господи! К Тебе обращены все помыслы мои, от бренных мыслей душу мне освободи. Заботой о Тебе полна душа моя, от всех других дел освободи меня». И тогда Всевышний примет молитву.

Молитва выражена в словах, но суть ее — в чувствах. И если человек обращается к Б-гу без надлежащей духовной подготовки, слова его останутся мертвы, как тело без души. Поэтому сказали наши мудрецы: «Нельзя молиться, если человек не может полностью сосредоточиться на произносимых им словах».

Молитвы были составлены мудрецами и пророками. Ведь в момент обращения к Царю царей человеку бывает трудно найти подходящие слова, мысли разбегаются. Важны, в конце концов, не слова, а искренность чувств и чистота намерений. Не случайно в некоторых случаях разрешено произносить сокращенную молитву. Если бы весь смысл молитвы заключался в словах, никто бы не решился ее сокращать.

Цель молитвы — искренняя исповедь, подчинение воле Б-жьей и благодарность Ему за доброту и милосердие. Молитва — дело интимное, никто, кроме Господа, не может знать, с какими помыслами ты обращаешься к Б-гу. В молитве проверяется чистота твоих намерений. То же самое касается любых ритуальных действий, заповеданных нам Б-гом: возложения тфилин, укрепления мезузы, постройки сукки. Тут важно скрупулезно исполнить Закон, не пропустив ни одну мелочь, ибо мы не можем судить, что главное, а что второстепенное в этих и других заповедях. Представь себе, что ты исполняешь приказание царя. Разве позволил бы ты себе быть невнимательным? Как же можно пренебрегать указаниями Царя царей?

Как поддержать религиозное чувство? Как сохранить душу в чистоте? Ведь материальные заботы отвлекают нас от служения Господу. Страсть к накоплению подобна пламени, в которое все время подливают масла, — она растет и растет. Причем, ради обогащения мы готовы на любые трудности и даже лишения: нам не страшны ни холод, ни жара, ни дальние опасные поездки. Но если хорошо подумать, то приходишь к выводу, что погоня за материальными благами — пустая цель. Ведь богач может разориться и умереть в бедности всеми забытый. Он может, не дай Б-г, заболеть, и все его деньги уйдут на оплату врачей. Так он и не насладится тем, на что ушла вся его жизнь. Служение Господу — вот истинная цель, ибо Всевышний никогда не подведет. Один мудрец просил Б-га обеспечить его минимумом — не доводить до нужды, но и не давать богатства. Следует подражать нашему праотцу Яакову, который просил у Господа только хлеб и одежду.

Некоторые заповеди могут показаться очень трудными. Иногда человек отходит от Торы из-за того, что, как ему кажется, не в состоянии исполнить требования Закона. Поэтому очень важно привыкать к заповедям с детства, тогда они станут частью образа жизни. Кроме того, Б-г помогает тем, кто пытается следовать по указанному Им пути. Когда, например, человек приступает к изучению какой-либо профессии, она вначале кажется ему чрезвычайно сложной. Ему думается, что он никогда ею не овладеет. Однако мало-помалу прилежный ученик становится опытным мастером. То же и в науке. Скажем, Эвклид начинал свой курс не с абстрактных понятий, а с наглядных примеров, подкрепляя объяснения чертежами и рисунками. Только после того, как ученики усваивали термины и сам метод мышления, принятый в науке, он переходил к основам геометрии. Выучившись и овладев всеми тайнами науки, талантливый молодой ученый может сам совершить открытие, вызвав вдохновение — этот дух Б-жий, помогающий слугам Всевышнего. Поэтому сказано в Талмуде: «Мудрец выше пророка». Ибо Б-жье откровение нисходит на пророка только по желанию Господа, а мудрец может вызвать его силой своего таланта.

Так и в науке Торы. Заповеди даны человеку, чтобы он овладел ее тайнами и научился призывать дух Б-жий себе на помощь. Верующий подобен садовнику. Сначала он вспахивает землю, засевает ее, ухаживает за ростками. Затем ему только остается ждать плодов, которые от Б-га. Но если уход был плохим, деревья посажены неправильно, то плодов не появится. А слуга Господа? Если он исполняет заповеди ревностно, как велит Тора, то вскоре он увидит «плоды». Это великий Б-жий дар — мудрость.

Одна из важнейших заповедей — любовь к людям, как сказано: «Люби ближнего, как самого себя». Как это понять? Приведем пример. Идет в пустыне караван. Груз тяжел, а вьючных животных мало. Если каждый погонщик будет заботиться только о себе, то вряд ли караван дойдет до места назначения. Но если люди помогут друг другу, то тяготы пути покажутся всем не столь непереносимыми. Жизнь в мире потому тяжела, что люди разобщены и их интересует только собственная судьба. Претензии же их непомерны, и они вечно недовольны тем, чем обладают. Если бы люди помогали друг другу, а не воевали, то смогли бы построить царство Б-жее на земле. Вместо этого в мире правит бессмысленная вражда. Поэтому ищи настоящих друзей, которые не бросят в трудную минуту, и дорожи ими. Не доверяйся случайным людям, как сказано: «Многие будут справляться о тебе, но только одному из тысячи открой секрет свой».

Другая важная заповедь, на которую нужно обратить особое внимание, — вера в величие и могущество Всевышнего. Постоянно помнить об этой заповеди помогает наблюдение за природой. Светила, моря, океаны, горы, ветры, дожди, а тем более живые существа, — все говорит о неизмеримой мудрости Творца. Есть люди, которые не замечают чудес природы. Они обращают внимание только на из ряда вон выходящие явления: бури, наводнения, солнечные затмения. Однако все в мире сотворено Всевышним, и в крошечной былинке не меньше чудес, чем в огромном лесе. Господь дал тебе разум, чтобы постигать Его творения.

Когда на нас обрушиваются несчастья, мы теряемся. Но необходимо понять, что испытания посланы Б-гом для закалки наших душ. Тот, кто, попав в беду, хулит Господа, совершает великий грех. Наш праотец Авраам прошел десять испытаний и утвердил свою славу великого праведника. В любой беде он славил Господа. А евреи, спасенные из египетского плена, не поверили Б-гу и были наказаны. Истинно верующий человек примет с любовью все, что идет от Всевышнего.

Тот, кто будет исполнять все заповеди, о которых говорится в этой главе, заслужит милость Господа. И откроются перед ним врата истины, и исчезнут сомнения, и приобретет он те духовные качества, которыми обладали великие праведники.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…