Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре вида предметов, которые запрещено перемещать

90. Мудрецы запретили перемещать в субботу определенные виды предметов. Такие предметы называются ״מוקצה״ — «мукце».

Различают четыре основных их вида:

а) предмет, который в основном используется для действия, запрещенного в субботу (כלי שמלאכתו לאסור);

б) предмет, который его владелец обычно использует только по прямому назначению, из опасения испортить или повредить его (מוקצה מחמת חסרון כיס);

в) предмет, не имеющий никакого практического предназначения (מוקצה מחמת גופו);

г) предмет, являющийся основой и базисом для мукце (בסיס לדבר האסור).

91. Примером предметов, которые в основном используются для действий, запрещенных в субботу, являются: письменные принадлежности, спички, такие рабочие инструменты, как молоток, пила, гвозди и т.д., кухонные принадлежности, которыми запрещено пользоваться в субботу: сито, терка, решето, пустые кастрюли и их крышки и т.п.

92. Такие предметы разрешается, однако, перемещать в двух случаях:

а) когда в них есть надобность для разрешенного в субботу действия. Например, можно взять молоток, чтобы колоть орехи. Однако, если при этом имеется инструмент, не являющийся мукце (в нашем примере — щипцы для орехов) — следует предпочесть последний;

б) когда хотят воспользоваться местом, которое занимает этот предмет, например: молоток лежит на стуле, на который хотят сесть. В таком случае можно переложить его на другое место.

Остальные виды мукце нельзя перемещать даже и в этих двух случаях (кроме одного частного случая в четвертом виде — см. закон 96).

93. Примером предметов, которыми владелец обычно пользуется лишь в прямом предназначении из опасения испортить или повредить их (закон 90, б) являются: пишущая машинка, фотоаппарат, подсвечники, листы бумаги и т.п., а также любые предметы, предназначенные для продажи и которыми поэтому не пользуются для других целей, чтобы не снизить их ценность. П ищущая машинка, фотоаппарат тоже относятся к этому виду мукце, кроме того, что они еще и мукце вида а).

94. Примером предметов, не имеющих никакого практического пред-назначения (закон 90, в), являются: камни, песок; животные; шелуха и косточки, не пригодные в пищу; монеты и жетоны (несмотря на то, что в будни они имеют практическое значение, однако, не являясь орудием, пригодным к какому-либо использованию даже и в будни, они теряют в субботу свою значимость полностью); сырые пищевые продукты, как например, мука, фасоль, картофель (так как их невозможно приготовить без варки, запрещенной в субботу), а также продукты, недозволенные для пищи евреям.

95. Если на столе после еды осталось много шелухи, костей и т.д. и присутствующим неприятно оставлять стол в таком виде на всю субботу, то этот мусор разрешается убрать, несмотря на то, что он — мукце.

96. Предмет становится основой для других предметов мукце (90, г) при условии, что мукце находился на нем в момент наступления субботы, даже если затем он был убран или упал с него каким-либо образом. Например; ящик стола, в котором лежат рабочие инструменты или деньги и т.п. Предмет является основой для мукце, если мукце был положен на него с ведома или разрешения владельца этого предмета. Он классифицируется точно так же, как и мукце, положенный на него. Например, если на него положили предмет, основным предназначением которого является действие, запрещенное в субботу, то и основу его можно перемещать с целью воспользоваться ее местом или ею самой для разрешенного действия.

97. Если на предмет, являющийся основой для мукце, были положены до наступления субботы также и предметы, которыми можно пользоваться в субботу, то их общая основа не становится мукце, если ценность этих разрешенных предметов больше, чем запрещенных (предметы, предназначенные для использования в субботу, считаются в этом отношении ценнее запрещенных). В таком случае нужно, по возможности сбросить с основы запрещенные предметы, не дотрагиваясь до них.

Законы о мукце многочисленны и необходимо изучить их подробно и конкретно.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…