Темы: Самопожертвование, Скромность, Будущий мир, Духовность, Судить в лучшую сторону, Материалы для Бней Ноах
Эта история случилась не так давно, в израильском городе Петах-Тиква. Там жил один рав, талмид-хахам, очень влиятельный человек в своей общине. Некоторое время назад он потерял жену и жил один. У него, слава Б-гу, были любящие дети и внуки, которые никогда не оставляли его одного: совершали с ним прогулки, ухаживали, делали покупки, учились с ним в хавруте.
Однажды один из его внуков, Шимон, учился с дедом у него дома и вдруг увидел, что тому стало плохо. Внук схватил телефон, стал вызывать «скорую помощь», но рав, задыхаясь, из последних сил, остановил его: «Шимон, иди сюда, сделай что-то для меня. Достань мне билеты на филиппинский балет…» Шимон подумал, что ослышался: «Что ты сказал, дедушка?» Дед повторил свою просьбу о филиппинском балете, и пока Шимон дозванивался до «скорой», вернул душу своему Создателю.
На Шимона последние слова деда произвели страшное впечатление: вместо предсмертной исповеди, видуя, рав просит билеты на филиппинское шоу полуодетых девушек! На похоронах все говорили красивые слова — каким покойный был цадиком, учил Тору каждый день, делал мицвот, а внук стоял и думал: «Ну да, знали бы вы, кем он был на самом деле…»
Через несколько дней Шимон пришел к своему раву и сказал, что хочет рассказать ему о том, что случилось перед смертью деда. Воодушевленный рав, конечно, надеялся услышать какие-то содот а-Тора (тайны Торы), которые были открыты Шимону дедом перед смертью, но внук с кривой ухмылкой процедил: «Не жди ничего великого. Последними словами моего деда было требование достать билеты на филипинский балет». Рав Шимона схватился за голову: «То, что произошло, — забудь! Наверно, он потерял разум и не ведал, что говорит. Забудь, и никому не рассказывай об этом!»
Легко сказать — забудь! Шимон совершенно никак не мог забыть последние минуты жизни своего любимого деда, уважаемого рава, мудреца Торы: как они учились, как он стал задыхаться, как дважды повторил просьбу о билетах…
Эта история и дальше бы мучила молодого человека, если бы через некоторое время, «случайно» (а мы понимаем, что, конечно же, никакой случайности тут быть не могло), один из знакомых рассказал семье этого рава такую историю. Когда дед Шимона был молодым равом общины 40-50 лет назад, по всему городу появились афиши предстоящего представления: «Филиппинский балет». Когда рав увидел эти афиши с полуодетыми девушками, он понял, что многие молодые люди его города наверняка захотят пойти на это шоу, и представил себе, какой вред они нанесут этим зрелищем своим душам. Он и его жена решили предотвратить это. Они пошли в банк, взяли большой кредит и на эти деньги выкупили все билеты на филиппинское шоу.
В день представления в огромном зале сидело 20-30 человек. Миссия выполнена! Но многотысячный долг остался. Рав и рабанит решили обратиться к духовному лидеру поколения Раву Исраэлю Каневскому (Стайплеру), чтобы спросить, не напрасно ли они навесили на себя тяжелое ярмо огромного долга.
Вот что они услышали из уст Стайплера: «Я не уверен, что вы были обязаны поступить так, как вы поступили. Но что я точно могу вам сказать — когда через 120 лет вам придется покинуть этот мир, возьмите с собой билеты на это филиппинское шоу, — и это будут ваши билеты в ган-эден…»
Мораль? Из этой истории можно многому научиться, но главное в ней то, что наш иштадлут, наши приложенные старания в этом мире — могут оказаться билетами в Грядущий мир…
Из лекции рава Илана Меирова, сайт Hidabroot.com
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.