Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С каждым днем творения мы видим возникновение все более высоких уровней в природе

Суббота названа священной и благословенной. Это тесно связано с субботой — как временем прекращения творения, так и с понятием отдыха. Четвертая из Десяти Заповедей гласит (Шмот 20, 11): «Ибо за шесть дней сделал Всевышний небо и землю, моря и все, что в них, и почил на седьмой день. А потому Б-г благословил день субботний и освятил его».

Почему Б-г почил? Почему Он выделил один из дней тем, что в этот день перестал действовать?

С каждым днем творения мы видим возникновение все более высоких уровней в природе. Сначала это — неживая материя, затем — растения, животные и, наконец, — человек. Хотелось бы ожидать на седьмой день сотворения чего-нибудь еще более совершенного. Вместо этого — ничего…

В Торе сказано (Берешит 2, 2): «И кончил Б-г на седьмой день».

В Мидраше задается простой вопрос. Если Б-г отдыхал на седьмой день, то как Он мог в тог же день завершить творение? Если Он ничего не создавал в седьмой день, то творение было закончено за день до того.

И Мидраш отвечает: в этот день Б-г сотворил отдых.

Чем больше в человеке подобия Б-гу, тем более соучастия с Ним.

Б-г пребывает в вечности, в Его реальности нет ни изменений, ни времени. Он Сам сказал пророку (Малахи 3, 6): «Я, Б-г, не изменяюсь». Спокойствие духа и невозмутимость — качества, подобные Б-жественным.

На седьмой день Б-г сообщил миру измерение спокойствия и гармонии. Мир более не находился в процессе становления, он мог участвовать в Б-жественном Покое. И это было благословение и освящение мира.

Суббота стала днем вечности. Мир получил возможность участвовать в Б-жественной безвременности.

В некотором смысле Б-г спустился к миру в Субботу этих первых дней творения. Интересно, что слово суббота, «Шаббат», имеет общий корень со словом «шевет» — пребывать, жить. В субботу Б-г сделал мир местом Своего пребывания.

Суббота принесла с собой гармоническое соотнесение мира с Б-гом. Вместо того, чтобы продолжать изменения в мире, Б-г сообщил миру способность находиться с Ним в состоянии гармонии.

Книга Зогар говорит, что тайна субботы в Единстве В субботу Б-г сотворил гармонию между Собой и вселенной.

Человек, соблюдающий субботу, участвует в вечности Б-га. Он — в гармонии как с Б-гом, так и с миром, он в согласии со всем существующим.

Этим объясняется также, почему состояние гармонии, покоя так важно в субботу. Одно из самых распространенных субботних приветствий — «Шаббат шалом», «мир субботний», ибо основное содержание субботы — согласие, гармония не только между людьми, но и между человеком и всем сущим.

Быть человеком

Что дает также возможность глубже понять, каким образом суббота напоминает об Исходе, так как оба эти понятия говорят о свободе.

В будни человек во многом лишен свободы. Он связан с миром вещественного и зависит от него. Добывая хлеб, человек осуществляет свою власть над природой, но есть в этом и доля проклятия (Берешит 3, 19): «В поте лица своего ты будешь есть хлеб». Сам акт овладения природой одновременно повергает человека в рабство.

В субботу человек освобождается. Он может жить в гармонии с миром, он более не должен с ним бороться. Людей различают, в частности, по роду их занятий. Есть пахари, медсестры, строители, писатели, домохозяйки. Профессия определяет, каким образом человек подчиняет себе природу. И все же так происходит, что в этой деятельности большая часть человеческого в человеке оказывается подавленной.

В субботу все иначе. Каждый — король, каждый сам направляет собственную судьбу.

Человека больше не определяет лишь род занятий. Он — человек в самом полном смысле этого слова.

Более, чем в любое другое время, в субботу еврей живет именно как еврей. Он отвлекается ог всего в мире и целиком обращается к Б-гу.

Основной ритуал субботы — отказ от действия. Суббота соблюдается неделанием. Тот, кто не совершает ничего запрещенного в субботу, фактически исполняет этим заповедь соблюдения субботы.

Заповедь соблюдения субботы можно, таким образом, исполнять ежесекундно, даже во время сна Для этого нужно только не делать ничего, определяемого как работа.

Рассказывают, что один из хасидских руководителей, Ленцорский Ребе, однажды сказал: «Сука — единственная заповедь, в которую можно войти прямо в сапогах». Услышав это, Рабби Яаков Ицхак из Пшисхи сказал: «Из суки можно выйти, зато в субботе человек все время находится».

Нужно только воздерживаться от работы, остальное делает Б-г.

Отчасти поэтому в Торе сказано (Шмот 31, 13): «Соблюдайте Мои субботы… чтобы вы знали, что Я Б-г, освящающий вас».

В Мидраше рассказывается, что всем дням недели была найдена пара — кроме субботы. Воскресенье соединилось с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей. И когда суббота стала на это жаловаться, Всевышний ей сказал, что ее супругом будет еврейский народ.

В субботу можно быть евреем в самом глубоком смысле этого слова. Каждая секунда этого дня может дать человеку теснейшую близость с Б-гом, в чем и заключается вся сущность иудаизма.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…