Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Глава 9

1 И ВОТ ТРИНАДЦАТОГО ЧИСЛА ДВЕНАДЦАТОГО МЕСЯЦА, МЕСЯЦА АДАРА, КОГДА СЛОВО ЦАРСКОЕ И ЕГО ДЕКРЕТ БЫЛИ ПОДТВЕРЖДЕНЫ, ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ВРАГИ ЕВРЕЕВ НАМЕРЕВАЛИСЬ ОДОЛЕТЬ ИХ, — ВСЕ ПЕРЕВЕНУЛОСЬ! — И ЕВРЕИ ОДОЛЕЛИ СВОИХ НЕНАВИСТНИКОВ.

2 ЕВРЕИ СОБРАЛИСЬ В СВОИХ ГОРОДАХ ПО ВСЕЙ ИМПЕРИИ ЦАРЯ АХАШВЕРОША, ЧТОБЫ НАПАСТЬ НА ТЕХ, КТО ИСКАЛ ПРИЧИНИТЬ ИМ ЗЛО. И НЕ МОГ НИКТО УСТОЯТЬ ПЕРЕД НИМИ, ПОТОМУ ЧТО НАПАЛ НА ВСЕ НАРОДЫ СТРАХ ПЕРЕД ЕВРЕЯМИ.

3 ВСЕ ЧИНОВНИКИ ПРОВИНЦИЙ, САТРАПЫ И ПРАВИТЕЛИ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ЦАРСКИМ ДЕЛАМ ИСПОЛНЯЛИ ЖЕЛАНИЯ ЕВРЕЕВ, ИБО НАПАЛ НА НИХ СТРАХ ПЕРЕД МОРДЕХАЕМ.

4 ПОТОМУ ЧТО ВЕЛИК СДЕЛАЛСЯ МОРДЕХАЙ В ДОМЕ ЦАРСКОМ, И СЛУХ ОБ ЭТОМ ДОЛЕТЕЛ ДО ВСЕХ ПРОВИНЦИЙ; ПОТОМУ ЧТО МУЖ МОРДЕХАЙ ВСЕ БОЛЬШЕ ВОЗВЕЛИЧИВАЛСЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ, доминируя во всех без исключения аспектах жизни гигантской персидской империи.

5 И ПОРАЗИЛИ ЕВРЕИ ВСЕХ СВОИХ ВРАГОВ МЕЧОМ, ПАГУБОЙ И УНИЧТОЖЕНИЕМ; И ПОСТУПИЛИ СО СВОИМИ НЕНАВИСТНИКАМИ, КАК ИМ БЫЛО УГОДНО.

6 А В ШУШАНЕ СТОЛЬНОМ ЕВРЕИ УБИЛИ И ПОГУБИЛИ ПЯТЬСОТ ЧЕЛОВЕК знати.

7 А ПАРШАНДАТУ, И ДАЛЬФОНА, И АСПАТУ

8 И ПОРАТА, И АДАЛЬЮ, И АРИДАТУ,

9 И ПАРМАШТУ, И АРИСАЯ, И АРИДАЯ, И ВАЙЗАТУ —

10 ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА СЫНА АМДАТЫ, лютого ВРАГА ЕВРЕЕВ, УБИЛИ, НО НА ГРАБЕЖ НЕ ПРОСТЕРЛИ СВОЕЙ РУКИ. Тем самым они искупили грех царя Шаула, который, несмотря на запрет пророка Шмуэля, воспользовался трофеями, захваченными в войне с царем амалекитян Агагом, предком Амана.

11 В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ КОЛИЧЕСТВО УБИТЫХ В СТОЛИЦЕ ШУШАНЕ БЫЛО СООБЩЕНО ЦАРЮ врагами евреев, желавшими, таким образом, возбудить гнев Ахашвероша.

12 Но сердца правителей в руках Всевышнего. На Небесах было решено, что еврейский народ заслужил избавление от напасти. Поэтому ЦАРЬ СКАЗАЛ ЦАРИЦЕ ЭСТЕР: «В одном только ШУШАНЕ-СТОЛИЦЕ ЕВРЕИ УБИЛИ И ПОГУБИЛИ ПЯТЬСОТ ЧЕЛОВЕК И ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА; я и не подозревал, что у твоего народа так много ненавистников. ЧТО ЖЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СДЕЛАТЬ В ОСТАЛЬНЫХ ЦАРСКИХ ПРОВИНЦИЯХ перед лицом такой угрозы! ЧТО ТЫ ПОПРОСИШЬ СЕЙЧАС? ЭТО БУДЕТ ДАНО ТЕБЕ. И КАКОВО ЕЩЕ ТВОЕ ЖЕЛАНИЕ? ОНО БУДЕТ ИСПОЛНЕНО.»

13 ОТВЕТИЛА ЭСТЕР: «ЕСЛИ ЦАРЮ БУДЕТ УГОДНО, ПУСТЬ БУДЕТ ПОЗВОЛЕНО ЕВРЕЯМ И ЗАВТРА ДЕЙСТВОВАТЬ В ШУШАНЕ-городе, КАК ОНИ ДЕЙСТВОВАЛИ СЕГОДНЯ в Шушане-столице, И ПУСТЬ ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА ПОВЕСЯТ НА ВИСИЛИЦЕ. Лишь тогда всем станет совершенно ясно, что евреи действуют с одобрения царя, и сопротивление сторонников Амана будет окончательно сломлено.»

14 ЦАРЬ ПРИКАЗАЛ, ЧТОБЫ БЫЛО ТАК СДЕЛАНО. ДЕКРЕТ ПРОВОЗГЛАСИЛИ В ШУШАНЕ, А ДЕСЯТЕРЫХ СЫНОВЕЙ АМАНА ПОВЕСИЛИ. Жена Амана Зэреш бежала.

15 И СОБРАЛИСЬ ЕВРЕИ ШУШАНА-города ТАКЖЕ И В ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ МЕСЯЦА АДАРА, И УБИЛИ В ШУШАНЕ-городе ТРИСТА ЧЕЛОВЕК вооруженных амалекитян, которые выступили против евреев,, чтобы отомстить за гибель своих соплеменников. А НА ГРАБЕЖ НЕ ПРОСТЕРЛИ СВОЕЙ РУКИ.

16 ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕ ЕВРЕИ, ЧТО В ЦАРСКИХ ПРОВИНЦИЯХ, СОБРАЛИСЬ И ПОСТОЯЛИ ЗА СЕБЯ, И ПОЛУЧИЛИ ОБЛЕГЧЕНИЕ ОТ СВОИХ ВРАГОВ, УБИВ СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ ТЫСЯЧ СВОИХ НЕНАВИСТНИКОВ — НО НА ГРАБЕЖ НЕ ПРОСТЕРЛИ СВОЕЙ РУКИ.

17 ЭТО ПРОИЗОШЛО ТРИНАДЦАТОГО ЧИСЛА МЕСЯЦА АДАРА, И ПОЛУЧИЛИ ОБЛЕГЧЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АДАРА, И СДЕЛАЛИ ЕГО ДНЕМ ПИРОВАНИЯ И РАДОСТИ.

18 А ЕВРЕИ, БЫВШИЕ В ШУШАНЕ, СОБРАЛИСЬ И ТРИНАДЦАТОГО И ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, И ПОЛУЧИЛИ ОБЛЕГЧЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО, И СДЕЛАЛИ ЕГО ДНЕМ ПИРОВАНИЯ И РАДОСТИ.

19 Праздник избавления евреев Персии от смертельной опасности был установлен на веки вечные и никогда не будет отменен. Еврейская традиция гласит, что все города, окруженные стеной во времена Иеошуа бин Нуна, будут восстановлены с приходом Машиаха. ПОЭТОМУ Санхедрин постановил, что ЕВРЕИ — ЖИТЕЛИ ГОРОДОВ, НЕ ОБНЕСЕННЫХ СТЕНОЙ во времена Иеошуа бин Нуна, ПРАЗДНУЮТ ДЕНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АДАРА, КАК ДЕНЬ РАДОСТИ И ПИРОВАНИЯ, КАК ДЕНЬ ПРАЗДНОСТИ И ПОСЫЛАНИЯ БЛЮД СВОИМ БЛИЖНИМ, в то время как города, окруженные стенами, отмечают таким же порядком день пятнадцатого адара.

20 МОРДЕХАЙ ЗАПИСАЛ ВСЕ ПРОИСШЕДШИЕ СОБЫТИЯ в свиток И постановил читать ежегодно этот свиток в дни праздника избаления от напасти. Затем он ПОСЛАЛ ГРАМОТЫ ВСЕМ ЕВРЕЯМ, ВО ВСЕХ ПРОВИНЦИЯХ ЦАРЯ АХАШВЕРОША — ДАЛЬНИХ И БЛИЖНИХ,

21 ЧТОБЫ ОНИ повсюду, куда бы ни забросила их судьба, СОБЛЮДАЛИ во веки веков ЕЖЕГОДНО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ И ПЯТНАДЦАТОЕ АДАРА,

22 КАК ДНИ, В КОТОРЫЕ ПОЛУЧИЛИ ОБЛЕГЧЕНИЕ ОТ СВОИХ ВРАГОВ, И КАК МЕСЯЦ, В КОТОРЫЙ ГОРЕ ОБРАТИЛОСЬ В РАДОСТЬ, А ТРАУР — В ПРАЗДНИК. ОНИ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ ИХ КАК ДНИ ПИРОВАНИЯ И РАДОСТИ, ПОСЫЛАНИЯ БЛЮД СВОИМ БЛИЖНИМ И ПОДАРКОВ БЕДНЯКАМ, чтобы не забывать о том, что разобщенность народа поставила его на грань катастрофы, а единение в посте, молитве и учении привело к отмене грозного Б-жественного предначертания.

23 И ПРИНЯЛИ НА СЕБЯ ЕВРЕИ обязательство исполнять КАК ТО, ЧТО УЖЕ НАЧАЛИ ДЕЛАТЬ: отмечать эти дни пированием и радостью, ТАК И ТО, О ЧЕМ НАПИСАЛ ИМ МОРДЕХАЙ: одарять бедных и посылать своим ближним приготовленные блюда.

24 ИБО АМАН СЫН АМДАТЫ, АГАГИТ, ВРАГ ВСЕХ ЕВРЕЕВ, ЗАМЫШЛЯЛ ПОГУБИТЬ ИХ. Он хотел определить день, когда звезды будут наиболее враждебны к евреям, И ДЛЯ ЭТОГО БРОСАЛ ПУР (ЖРЕБИЙ), ЧТОБЫ ЗАПУГАТЬ ИХ И, тем вернее, ПОГУБИТЬ.

25 НО КОГДА ОНА, Эстер, ПОЯВИЛАСЬ ПЕРЕД ЦАРЕМ, ТОТ ПРИКАЗАЛ, ЧТОБЫ ЛЮТЫЙ ЗАМЫСЕЛ, КОТОРЫЙ ОН, Аман, НАПРАВИЛ ПРОТИВ ЕВРЕЕВ, ОБРУШИЛСЯ ЕМУ ЖЕ НА ГОЛОВУ. И ЕГО С СЫНОВЬЯМИ ПОВЕСИЛИ НА ВИСИЛИЦЕ.

26 Человек никогда не должен полагаться на удачный жребий и переставать из-за этого молиться Всевышнему и уповать на Его милосердие. ВОТ ПОЧЕМУ мудрецы Санхедрина НАЗВАЛИ ЭТИ ДНИ «ПУРИМ» (ОТ СЛОВА «ПУР»). ПОЭТОМУ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО БЫЛО НАПИСАНО В ЭТОМ ПОСЛАНИИ И ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОНИ ИСПЫТАЛИ,

27 ЕВРЕИ ПОДТВЕРДИЛИ И ПРИНЯЛИ НА СЕБЯ И НА СВОЕ ПОТОМСТВО, И НА ВСЕХ, КТО ПРИСОЕДИНИТСЯ К НИМ, обязательство НЕПРЕМЕННО СОБЛЮДАТЬ ЭТИ ДВА ДНЯ, КАК БЫЛО ПРЕДПИСАННО И В НАДЛЕЖАЩЕЕ ВРЕМЯ ИЗ ГОДА В ГОД.

28 ЭТИ ДНИ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬСЯ И СОБЛЮДАТЬСЯ КАЖДЫМ ПОКОЛЕНИЕМ, КАЖДОЙ СЕМЬЕЙ, ПРОВИНЦИЕЙ, ГОРОДОМ — где бы ни жили евреи в будущем, они связаны узами родства с евреями империи Ахашвероша; И ЭТИ ДНИ ПУРИМА НИКОГДА НЕ ПРЕКРАТЯТСЯ У ЕВРЕЕВ, И ПАМЯТЬ О НИХ НЕ ИСЧЕЗНЕТ У ИХ ПОТОМКОВ.

29 После того, как еврейский народ добровольно принял на себя соблюдение Пурима, ЦАРИЦА ЭСТЕР, ДОЧЬ АВИХАИЛЯ, И МОРДЕХАЙ-ЕВРЕЙ НАПИСАЛИ через год О ВСЕЙ СИЛЕ чуда, скрытого в «естественном» ходе событий, ЧТОБЫ окончательно УТВЕРДИТЬ в народном самосознании смысл праздника, о котором говорило ЭТО ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ О ПУРИМЕ.

30 КО ВСЕМ ЕВРЕЯМ ВО ВСЕХ СТА ДВАДЦАТИ СЕМИ ПРОВИНЦИЯХ ЦАРСТВА АХАШВЕРОША БЫЛИ ПОСЛАНЫ ГРАМОТЫ СО СЛОВАМИ МИРА И ИСТИНЫ,

31 УСТАНОВИТЬ ЭТИ ДНИ ПУРИМА В НАДЛЕЖАЩЕЕ ВРЕМЯ, КАК ПРЕДПИСАЛИ ИМ МОРДЕХАЙ-ЕВРЕЙ И ЦАРИЦА ЭСТЕР, И КАК ОНИ ПРИНЯЛИ НА СЕБЯ И НА СВОЕ ПОТОМСТВО ПОСТАМИ И СТЕНАНИЯМИ.

32 Пророческое ПОСЛАНИЕ ЭСТЕР, разъясняющее смысл праздника, ПРИДАЛО СИЛУ ЭТИМ УСТАНОВЛЕНИЯМ ПУРИМА И повлияло на мудрецов, решением которых оно БЫЛО ЗАНЕСЕНО В КНИГУ, т. е. включено в состав Священного Писания.

Глава 10

1 В результате этих событий ЦАРЬ АХАШВЕРОШ еще более возвеличился и ОБЛОЖИЛ НАЛОГОМ МАТЕРИК И ОСТРОВА, дотоле ему неподвластные.

2 ВСЕ ЕГО МОГУЧИЕ И БОГАТЫРСКИЕ ДЕЯНИЯ, И ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ О ВЕЛИЧИИ МОРДЕХАЯ, КОТОРОГО ВОЗВЫСИЛ ЦАРЬ и чье мудрое правление укрепило империю, БЫЛИ ЗАПИСАНЫ В ЛЕТОПИСИ ЦАРЕЙ МИДИИ И ПЕРСИИ.

3 ИБО МОРДЕХАЙ-ЕВРЕЙ СДЕЛАЛСЯ ВТОРЫМ ПОСЛЕ ЦАРЯ АХАШВЕРОША; ОН СТАЛ ВЕЛИКИМ СРЕДИ ЕВРЕЕВ И УГОДНЫМ БОЛЬШИНСТВУ СВОИХ СОПЛЕМЕННИКОВ; не ждал, пока к нему обратятся с просьбой, но ИСКАЛ ДОБРА СВОЕМУ НАРОДУ И ЗАБОТИЛСЯ О БЛАГОПОЛУЧИИ ВСЕХ СВОИХ ПОТОМКОВ.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…